Недавно большое количество ведущих СМИ затрубили в один голос: объем серых зарплат в России в 2018 году составил 13 трлн рублей, что соизмеримо с расходной частью федерального бюджета на 2018 год (16,8 трлн). Также указывается, что скрытые доходы в прошлом году были на уровне 12,6% ВВП, посчитали в Росстате. При этом, сам же Росстат заметил, что данный уровень серых зарплат является минимумом за последние пять лет.
Новость, конечно, интересная, учитывая, что доходы, как указывается, скрытые, но их все равно как-то посчитали.
Но суть не в этом.
Хотелось бы в принципе поговорить о таком явлении, как «серая зарплата».
Первое.
Ее наличие обусловлено, в частности, тем, что сейчас высокая доля заработка ушла в сеть. Само собой, от интернет-заработка отчислять в бюджет никто не торопится. Также в числе причин – это объективно прискорбное состояние экономики и уровня жизни, когда люди, пытаясь не сдохнуть берут себе подработку. Если еще и с подработки отчислять, то для чего такая подработка.
Конечно, государство сейчас предложило всем выйти из сумрака методом института самозанятых. Мол, по добру по здорову, давайте-ка сами с белым флагом обеляйте свой доход.
Будет ли эффект – посмотрим, на это требуется время.
Однако, существенная часть «серых зарплат» идет от предприятий и организаций, которые платят зарплаты в конвертах.
Причем, мотивация исходит зачастую не от работодателей, а от самих работников, которые в свете пенсионной реформы, да и прежней истории функционирования пенсионной системы уже давно не верят в эту систему, стремясь обеспечить себе безбедную старость самостоятельно.
Это вполне логично и обоснованно.
Второе.
Почему люди не хотят платить налоги?
Наверное, ответ на поверхности.
В первую очередь, отметим, что уровень собираемости по налогам в стране вполне себе европейский, а уровень жизни скоро будет вполне африканским.
Тенденции по разрыву между богатой и бедной частью населения, между тем, уже вполне отражают африканский уклад: есть очень богатые с одной стороны, и очень бедные, с другой стороны. Конечно, пока существуют те, кто где-то посерединке, но они все чаще начинают относиться к бедным.
Безусловно важно, чтобы у людей попросту были стимулы для уплаты налогов. То есть люди должны понимать: а где им аукнется тот факт, что сегодня он показал белую зарплату и уплатил налоги.
Люди должны понимать, что завтра они смогут сходить в больницу, и это будет бесплатно, быстро, качественно, а не со своими бахилами с записью за две недели и с уровнем советов «делай гимнастику».
Люди должны понимать, что будут вправе получать бесплатное образование в своей стране, но пока его в России получают арабские, индийские дети, дети из Китая, Бангладеш и других стран, заинтересованных в квалифицированных кадрах.
Люди должны понимать, что в случае чрезвычайных ситуаций, государство окажет поддержку, а не скажет, что это их проблемы и надо держаться.
То есть, фискальные отношения человека и государства должны строиться на доверии, которое заключается в том, что я доверяю свои деньги людям, которые потратят их на мое же благо. Однако, пока этого не происходит, Росстат может заниматься своей математикой дальше, удачи, успехов ему.
Правда, лучше бы эту структуру упразднили, ведь экономия – это тоже заработок, так принято считать в среде нищих людей в одном нищем государстве.