Найти тему

Это всё натюрморт (часть 1)

Что такое натюрморт, все мы знаем прекрасно: живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от французского nature morte либо же итальянского natura morta, что переводится как «мёртвая природа». На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве [2].

Однако за сухим определением скрывается невероятное разнообразие тем, смыслов, идей. Вот перед нами два натюрморта. Один, поджанра «vanitas»…

Якоб де Гейн. Vanitas. 1603
Якоб де Гейн. Vanitas. 1603

…и другой… возможно, того же поджанра, о чём свидетельствует череп.

Пабло Пикассо. Натюрморт с черепом и тремя морскими ежами. 1947. Музей Пикассо, Малага
Пабло Пикассо. Натюрморт с черепом и тремя морскими ежами. 1947. Музей Пикассо, Малага

Но насколько они похожи на самом деле? А не слишком, ибо разные эпохи, разные направления… Да и череп у Пикассо, скорее всего, получает иное значение, нежели у Гейна – не значение общей бренности жизни и напоминания о смерти, но память о недавно закончившейся войне. Возможности натюрморта поразительно велики.

Самые ранние натюрморты в нашем нынешнем понимании жанра были созданы в XV в. до н.э. В захоронениях древних египтян достаточно часто встречаются изображения еды, рыбы, мяса.

Гробница Менны, писца ведомства пашен фараона. Жертвенные дары. Около 1422–1411 до нашей эры. Стенная роспись Фивы. Гробница Мены.
Гробница Менны, писца ведомства пашен фараона. Жертвенные дары. Около 1422–1411 до нашей эры. Стенная роспись Фивы. Гробница Мены.

Очень интересно пишет о египетском «натюрморте», о его особой роли Ольга Кулакова: «Основные особенности древнеегипетских натюрмортов: отсутствие соотносительности пропорций, изолирование каждого предмета в замкнутом пространстве. Вещи продолжают двигаться… все логично, если еще раз вспомнить функцию искусства – создать условия для загробной жизни. Погребальные дары приносились мертвым из мира живых… Рыба должна сохранять свои «плавательные» способности, так же как птица «летательные», а виноград «растительные». Сохранены и переданы функции, силуэт, цвет предметов – значит ими можно «пользоваться». Пространство, перспектива, световоздушная среда не имеют никакого значения» [1]. Древнеегипетский натюрморт не слишком натуралистичен, но как человечек, нарисованный по принципу «палка-палка-огуречик», остаётся именно человечком, так и достаточно условная рыба из египетской гробницы – именно рыба. А большего и не нужно.

Изображения предметов в Древней Греции и Риме были более реалистичны, нежели египетские. Сохранились потрясающие мозаики и фрески (например, в погибшей Помпее), предметы на которых выглядят очень натурально. Художники старались передать светотени, цветовые оттенки. Однако подобные изображения самодостаточными не были: они использовались для оформления ниш в домах, декорирования арок, дверей, мебели… то есть, проще говоря, интерьеров.

Roman Frescoes from the House of Julia in Pompeii. Museo Archeologico Nazionale (Naples)
Roman Frescoes from the House of Julia in Pompeii. Museo Archeologico Nazionale (Naples)

И всё-таки это были ещё не натюрморты как таковые. Поначалу европейский натюрморт возникал как часть картины, самодостаточным он не был.

По-настоящему отдельным жанром натюрморт становится в конце XVI века.

Продолжение следует

[1] Ольга Кулакова. История изображения предметного мира. Часть I: Древний Египет // http://onaturmorte.ru/

[2] Рита Лозинская. Натюрморт. Застывшая природа // https://artchive.ru/

Приглашаем всех в МЦ "Палаты" посетить выставку "Это всё натюрморт..." Выставка будет работать до 18 августа.