Кассовый разрыв как пожар: его проще предупредить, чем потом ликвидировать последствия. Замечательно, если финансисты компании работают идеально: не допускают неожиданных провалов в оборотных средствах предприятия или просчитывают вероятность кассового разрыва, заранее готовясь к нему. Но иногда все происходит неожиданно и несет много негативных последствий для бизнеса.
О причинах кассового разрыва, а также о способах «потушить пожар» и предотвратить его возникновение в дальнейшем читайте в нашей статье.
Причины кассового разрыва
Кассовым разрывом называют временную нехватку денег на счетах компании для выполнения своих финансовых обязательств. Причин бывает много. Какие-то из них опытный финансист может предугадать и подготовиться к неприятностям заранее. Какие-то настолько неожиданны, что буквально сваливаются на вас как снег посреди жаркого лета.
Чаще всего кассовые разрывы встречаются из-за:
- неэффективного планирования бюджета (перекос в одну или другую сторону между кредиторской и дебиторской задолженностями);
- несбалансированности условий договоров (по датам поступления денежных средств и датам необходимых платежей);
- задержки платежа от клиента (да, он готов внести положенные пени за просрочку, но вам-то платить надо уже сегодня);
- переоценки своих сил и возможностей (закупили/изготовили большую партию товара в ожидании повышенного спроса, но что-то пошло не так);
- непредвиденных и не зависящих от вас обстоятельств (внезапная поломка дорогого и необходимого в производстве оборудования, обострение политических отношений со страной импортером/экспортером вашей продукции, длительная банковская проверка клиентского перевода и т.д.).
Анализировать причины возникновения кассового разрыва нужно обязательно – это как работа над ошибками – но только после того, как финансовая дыра будет залатана.
Как ликвидировать кассовый разрыв
Мы собрали 9 эффективных способов, как ликвидировать кассовый разрыв в кратчайшие сроки.
1. Переговоры с клиентами
Давние крупные клиенты, как правило, готовы войти в ваше положение. Конечно, не за просто так. Можно обсудить внесение предоплаты за предстоящий заказ в обмен на специальные условия обслуживания (скидка, бесплатная доставка и другие бонусы). Стимулируйте своих контрагентов любыми доступными вам инструментами.
2. Компромиссы с поставщиками
Договоритесь об отсрочке платежа или об оплате суммы несколькими переводами. Кассовые разрывы не чужды и вашим поставщикам, так что при здоровых деловых отношениях все можно решить мирно.
Не забывайте, для поставщика клиентом являетесь именно вы, поэтому он не меньше вашего заинтересован в плодотворном и длительном сотрудничестве.
3. Реализация активов
Возможно, на балансе вашей компании числятся несколько автомобилей, дорогие станки или иное оборудование, которым вы пользуетесь нечасто. Один из вариантов – продать активы и закрыть кассовый разрыв вырученными средствами. Второй вариант – сдать имущество компании (или даже имеющиеся торговые/офисные/складские площади) в аренду.
4. Распродажа товаров и услуг с большим дисконтом
Самое время превращать неликвид в живые деньги. Лучше всего продумать подобный ход заранее (особенно для компаний с привязкой к сезонности). При грамотном продвижении рекламной кампании вы привлечете много желающих приобрести вашу продукцию по выгодным ценам.
5. Обмен по бартеру
Пожалуй, самый неочевидный способ закрытия кассового разрыва, но в бизнесе как на войне – все средства хороши. Кассовый разрыв может произойти не только из-за вашего обязательства оплатить счета поставщикам. Это может быть платеж за арендуемое помещение или, например, оплата выполненного ремонта оборудования.
Когда нет денег, обсудите возможность «отдать натурой», в смысле товаром или услугами вашей компании. Если получится договориться о бартере, то и кассового разрыва избежите, и реализуете имеющийся товар.
6. Работа с дебиторской задолженностью
Проанализируйте текущую ситуацию с дебиторкой: обзвоните своих должников, обсудите детали, ищите вместе с клиентами варианты погашения задолженности. Можно предложить раздробить платеж на меньшие суммы или пойти на другие уступки, учитывая, что деньги вам нужны срочно.
7. Услуги факторинга
Если самостоятельно проработать дебиторскую задолженность не получается, то можно воспользоваться факторингом. Фактически это переуступка дебиторки банку, оказывающему подобную услугу. В этом случае вы вероятно потеряете на комиссиях и сумме (обычно финансирование не превышает 90%), но зато необходимые деньги для закрытия кассового разрыва получите очень быстро.
8. Кредит в банке
Этот вариант настолько прост и очевиден, что не требует дополнительных комментариев. Банковский кредит – настоящая палочка-выручалочка для предпринимателей.
Многие собственники бизнеса скорее обратятся в банк за займом, чем станут просить отсрочку или товарный кредит у своих поставщиков. Знаете почему? На кону риск подрыва деловой репутации, а репутацию, как известно, очень сложно заработать и слишком легко потерять.
Что можно посоветовать: на случай неожиданных проблем с наличностью стоит иметь наготове подходящую программу кредитования. При выборе кредитной организации кроме стандартных условий (сумма, ставка, срок, досрочное погашение) обратите внимание на следующие факторы:
- сроки рассмотрения заявки;
- список документов;
- требование залога.
Оптимальный вариант – это срочная выдача нужной суммы с минимальным пакетом документов и без залоговых обязательств (залог существенно усложняет и затягивает сделку).
Например, программа кредитования для владельцев бизнеса «Кредит Лайт» от МТС Банка – это оперативное получение до 5 миллионов рублей на любые цели под поручительство физлица и без какого-либо залога.
9. Овердрафт
Разрешенный овердрафт по счету предприятия – некая альтернатива кредиту. Компания может уходить в минус до определенной суммы, заимствуя деньги у банка, но не запрашивая разрешения на кредитные средства каждый раз.
Принципиальное отличие от кредита в том, что на погашение овердрафта пойдут любые поступления, попадающие на ваш счет, в то время как кредит выплачивается фиксированными суммами в определенные даты.
В любом случае вы и только вы лучше других разбираетесь в особенностях своего бизнеса (ну, может быть, еще ваш финансовый директор или консультант). Мы уверены – как управленец, вы сможете выбрать наиболее подходящий вариант конкретно для вашей ситуации.
Как предотвратить появление кассового разрыва
Если у вас один поставщик и парочка клиентов, тут вряд ли запутаешься в платежах. Но когда вместе с прибылью растет оборот кредиторской и дебиторской задолженности, пора подходить к финансовому планированию максимально серьезно и системно.
Несколько базовых действий, которые помогут предотвратить появление кассовых разрывов (либо предвидеть их вероятность заранее):
Шаг 1: платежный календарь
Это таблица с указанием дат поступлений денег от всех контрагентов и дат всех ваших обязательных и разовых платежей (поставщики, аренда, кредит, выплата зарплаты сотрудникам и т.д.). Платежный календарь наглядно показывает потенциально слабые периоды.
Шаг 2: балансировка платежей
Есть обязательные платежи, которые не сдвинешь по дате: погашение кредита, оплата налогов или, например, арендная плата. Среди клиентов тоже найдутся такие основательные плательщики – те, с кем вы работаете давно и стабильно, так что в своевременности оплат от них можно не сомневаться.
«Плавающие» по датам платежи стоит пересмотреть таким образом, чтобы по возможности получался временной запас на случай любых задержек.
Шаг 3: предотвращение катастрофы
Если таблица выявила потенциальный кассовый разрыв, то, конечно, можно надеяться на лучшее, но готовиться однозначно нужно к худшему.
Начните с сокращения необязательных и несрочных расходов (обучение персонала, участие в профессиональных выставках и конференциях, корпоратив, ремонт офиса и пр.). Если риск финансового провала по-прежнему велик, то попытайтесь найти компромисс с поставщиками или клиентами. Для вашего спокойствия также можно обратиться с заявкой в банк за кредитом или открытием овердрафта по счету.
Главный совет! Разберитесь с финансовым планированием на своем предприятии. Если понимаете, что договоров становится все больше и вы просто не справляетесь с таким объемом, то наймите профессионала.
Пусть каждый делает свою работу: вы управляете бизнесом, финансовый специалист – денежными потоками вашей компании.