В середине 70х-80х автобусы большой вместительности ЛиАЗ-677 составляли основу автобусных парков многих советских городов, в т.ч. Москвы и использовались на внутригородских и пригородных маршрутах.
Первый экземпляр этой модели автобуса сошел с конвейера в подмосковном городе Ликино-Дулево в 1967 году и их выпуск продолжался аж до 1994 года (27 лет!), когда СССР уже канул в лету. Всего было выпущено около 200 000 машин.
Отличительной особенностью автобуса является первая в СССР автоматическая коробка передач, что существенно облегчало работу водителей. При полной загрузке в час-пик в автобус могли втиснуться до 110 человек.
У автобуса был прожорливый двигатель, который мог потреблять до 50-60 литров бензина на 100 км, но в советское время это никого особо не волновало. Существовала также перронная модификация автобуса, которая использовалась в советских аэропортах для подвоза пассажиров к трапу самолета.
Автобус легко узнавали по характерному бутылочному звуку при работающем двигателе.
В свое время ЛиАЗ считался вполне комфортабельным автобусом. Помимо мягкой пневмоподвески, сохраняющей постоянный клиренс вне зависимости от числа едущих людей, и обеспечивающей плавный ход автобус прозвали в народе "луноходом". Правда на высокие ступеньки передней двери дети могли забраться с большим трудом, и родителям их приходилось поднимать.
Пассажирам также нравился салон, который хорошо прогревался даже в лютый мороз за счет оттока горячего воздуха от расположенного впереди двигателя.
Двигатель специально разместили спереди справа от водителя для облегчения его ремонта и освобождения места для пассажиров на задней площадке автобуса.
У мягкой подвески ЛиАЗа был и недостаток: когда автобус попадал в яму, пассажиров на задней площадке весьма подбрасывало так, что можно было набить шишку об потолок. По этой же причине он сильно накренялся при резком повороте.
Часто давали о себе знать слабоватый двигатель и автоматическая коробка, когда при полной загрузке в горку автобус еле полз со скоростью 10 км/ч.
Часть пассажиров, которые были недовольны постоянной ездой в переполненном донельзя автобусе, звали его "скотовозом" или "сараем".
Водители недолюбливали автобус при езде летом, ведь двигатель находится справа от водителя, и в жару сильно нагревался, нагревая и кабину водителя. В жаркие дни водителям приходилось снимать переднюю крышку моторного отсека, а зимой наоборот утеплять движок.
Все ЛиАЗы были оснащены ручными кассами для оплаты проезда с круглой ручкой сбоку. Нужно было бросить в прозрачную прорезь монетку 5 копеек, отмотать и оторвать себе билет. Этот ящик не имел никаких средств контроля оплаты, кроме совести пассажира и принципиальности рядом стоящих граждан.
Поскольку советские граждане особой совестливостью не отличались, позднее машинки сменили на более привычные компостеры, а билет приобретался у водителя или в киосках.
С начала 2000х годов автобусы начали массово списывать как морально устаревшие и неэкономичные. Кроме того на них нельзя было устанавливать турникеты из-за расположения передней двери в середине салона. В Москве и полностью списали к 2004 году, а в Питере - к 2006, хотя в некоторых небольших региональных городах они продолжали эксплуатироваться до середины 2010х годов, а в г. Азамасе Нижегородской обл. ездят до сих пор.
✔️ Подписывайтесь, чтобы чаще видеть в ленте мои новые статьи!
👍 Ставьте лайки, делитесь комментариями!