Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Явление

Оглавление

(The Happening, 2008, США)

Марк Уолберг напрягся в ожидании первой (но не последней) номинации себя на "Золотую малину". К счастью для него, в тот год нашлась более отвратительно играющая личность, которая спасла его от позора.
Марк Уолберг напрягся в ожидании первой (но не последней) номинации себя на "Золотую малину". К счастью для него, в тот год нашлась более отвратительно играющая личность, которая спасла его от позора.

В 2008-м году творец "Шестого чувства" и "Неуязвимого" М. Найт Шьямалан решил доказать миру, что всё гениальное просто. Но доказал он совершенно обратное: то, что не всё простое гениально. И угодил за это под целый град номинаций на "Золотую малину", правда, к счастью для себя, не огрёб в итоге по темечку ни одной. А затем и вовсе показал малиновручателям свой мозолистый кукиш, наварив на "Явлении" четырёхкратную кассу, что после фиаско предыдущей картины М. Найта "Девушка из воды" стало его коммерческой реабилитацией. Разве что недолгой, но тем не менее.

Когда забыл поставить в сценарии кавычки в словосочетании "лежачий полицейский"...
Когда забыл поставить в сценарии кавычки в словосочетании "лежачий полицейский"...

В чем же заключалась, как считал тогда Шьямалан, гениальность его сценарной идеи?
В том, что его фантазия шагнула ещё дальше, чем у уникумов, снявших
"Ведьму из Блэр". Они, как вы помните, собрали все свои карманные деньги, выехали в лес и пошли гулять среди деревьев, шарахаясь в страхе от каждой тени и подозрительного звука. М. Найт, коему, в отличие от тех любителей, денег на съемки выдали не пригоршню, а полвагона, послал к чёрту зловещие тени, звуки, и прочую мистику. И заставил своих актёров шарахаться... в прямом смысле от деревьев и кустов! Самых что ни на есть обычных. Тех, которые, в отличие от энтов из "Властелина колец", даже не пришлось оживлять спецэффектами - хватило и обычного ветерка, который не взял за свою работу ни цента.

Впрочем, до тех пор, пока в фильме не началось безумие с повальной дендрофобией, он хоть и нагло, но всё же умело заимствовал идеи из романа Дэйва Уоллиса "Молодой мир" ("Only Lovers Left Alive") и видеоклипа Iron Maiden "Man On The Edge":

То есть жили себе люди не тужили, и вдруг ни с того ни с сего айда впадать в ступор, а потом самоубиваться подручными средствами. Причем началось это в многолюдных парках и лишь на северо-востоке США. Из-за чего перво-наперво были заподозрены неведомые террористы, распылившие в воздухе какой-то психотропный токсин. Вот только когда счёт очагов массовых суицидов пошёл на десятки, и народ бросился прочь из городов в пампасы в малолюдную, а потому неинтересную террористам провинцию, тут-то и выяснилось, что эта тактика не работает. И что жители захолустья, так же как обитатели мегаполисов, тоже состязаются между собой, кто из них сведёт счёты с жизнью наиболее жутко и расчленительно.

Актёрская работёнка из разряда "не бей лежачего": состроить мрачное лицо, пройтись с чемоданом по полю, несколько раз отпрянуть в ужасе от дерева...
Актёрская работёнка из разряда "не бей лежачего": состроить мрачное лицо, пройтись с чемоданом по полю, несколько раз отпрянуть в ужасе от дерева...

Молодая супружеская пара из Филадельфии Эллиот и Альма тоже не стали экспериментировать, устойчивы они к гипотетической отраве или нет, и рванули прочь из города на скоростной электричке. Но проехали недалеко: связь на железной дороге неожиданно вышла из строя, и поезд затормозил на каком-то полустанке. А ехавший с нашей парочкой приятель забеспокоился о своей жене в Принстоне и не придумал ничего умнее, как оставить Эллиоту и Альме свою маленькую дочь, а самому отправиться на попутках в другую сторону.
И вот наши наивные интеллигенты, обремененные чужим дитём, начинают выживание в незнакомой местности, сводящееся покамест к одной цели - убраться подальше от опасного побережья вглубь страны. Докуда, судя по обрывочным новостям, эпидемия самоубийств вроде бы не докатилась.

То, что во всём виновата флора, которая "взбрендила", вовсе не спойлер. Шьямалан с самого начала намекает на это так много и часто, что когда герои методом ненаучного тыка сами врубятся в ситуацию, вся интрига к той минуте так и так рассосётся. И начнётся беготня зигзагами по пересечённой местности в суматошных попытках сообразить, когда и почему деревья убивают, а когда проявляют к глупым людишкам милосердие.
Ну а в конце из этих самых деревьев и кустов выкатится рояль такой эпической величины, что это выглядит даже не халтурой, а откровенным плевком в лицо зрителю. Вдвойне горестным, беря во внимание, что раньше именно развязки и финалы получались у Шьямалана наиболее удачными и эффектными.

Он спросил у ясеня, что за нифига себе?!
Он спросил у ясеня, что за нифига себе?!

***

В общем, апокалиптический хоррор с приятно-шокирующей завязкой и опошленной до глупости, второй половиной истории. Где начисто слитый финал не только не удивляет, но и кажется абсолютно ожидаемым и логичным.
Также немудрено, что начиная именно с этой картины уже летящее вниз творчество Шьямалана сорвалось в пике и вышло из него лишь в 2015-м, после проката коммерчески суперуспешного
"Визита" . Что же касательно нынешнего состояния дел М. Найта...
Впрочем, это уже
совсем другая история.

Трейлер фильма: