В течение последнего десятилетия после финансового кризиса 2007-2009 гг. банки во многих регионах мира (прежде всего, в Западных странах, особенно, в Европе) переживают не самые лучшие времена. Последние годы в числе самых ярких новостей про банки – новости про массовые сокращения инвестбанковских подразделений (в т.ч. UBS, Credit Suisse, Barclays и др.). Последняя яркая новость на эту тему – анонсирование Deutsche Bank планов по сокращению 18 тыс. сотрудников, во многом в инвестбанковских подразделениях. Не лучшим образом обстоят дела и в розничном бизнесе: в условиях развития удаленных каналов банки сокращают персонал в своей филиальной сети.
Однако не следует думать, что все банкиры всех направлений переживают не самые лучшие времена. Есть ряд направлений, переживающих золотые времена. Одна из них достаточно неожиданна – это комплаенс.
В последние годы регулярно ужесточаются инициативы государства по борьбе с терроризмом, налоговыми нарушениями, отмыванием денег. В совокупности с низкой популярностью банков во многих странах, обусловленной их не всегда этичным поведением (в т.ч. в кризис 2007-2009 гг.), это привело к принятию огромного количества банковского регулирования.
Для соблюдения всех этих новых требований банкам пришлось кардинально расширить штат комплаенс. Согласно The Economist, в середине 2000х на сотрудников комплаенс приходилось около 5% персонала в крупных банках, сейчас – около 10%. В Citigroup в комплаенс работает 15% персонала (30 тыс. человек), в конце 2008 г. – лишь свыше 4% персонала. В JP Morgan Chase численность сотрудников комплаенс может достигать 43 тыс. человек. В AML HSBC работает 5 тыс. сотрудников, а в AML Standard Chartered – 3,5 тыс. Danske Bank анонсировал найм дополнительных 600 человек в ответ на скандал, связанный с отмыванием «грязных» денег российского происхождения.
Косвенные признаки также указывают на рост значимости функции комплаенс. The Economist указывает на то, что количество членов The Association of Certified Anti-Money-Laundering Specialists (аналог CFA для специалистов AML) выросло с 5,6 тыс. в 2007 г. до 70 тыс. в настоящее время. В своих годовых отчетах банки стали упоминать комплаенс в десятки, а то и в сотни раз, чаще.
Таким образом, есть целая группа банковских специалистов, которая незаметно стала бенефициаром кардинального ужесточения банковского регулирования.
Во многом все эти рабочие места созданы искусственно. Я не верю в то, что вэлью для общества соотносится с теми расходами, которые банки несут на соблюдение этого несчетного количества новых регулирований. Более того, я даже не верю в то, что эти горы регулирования эффективны. Коррупция, с которой должен бороться AML, продолжает процветать. А жертвами драконовских мер по AML часто становятся те, кто особо ни в чем не виноваты: например, малые предприниматели в России, которые массово сталкиваются с блокировкой своих счетов.
Наверное, в каком-то смысле позитивно в ужесточении банковского регулирования другое. За последние 10-15 лет технологии позволили оптимизировать многие бизнес-процессы и сократить трудозатраты. При всей выгодности для бизнеса это может вести к технологической безработице. Однако мы не видим массового роста безработицы на практике. Возможно, часть автоматизации компенсируется созданием новых рабочих мест для соответствия обязательным требований различных регуляторов (и это актуально как для банков, так и для других отраслей). Так что еще большой вопрос, кто кого победит: технологии или регулирование. Если регуляторы будут требовать от бизнеса создавать рабочие места для соответствия своим новым регулированиям быстрее, чем бизнес будет автоматизировать процессы, технологической безработицы не будет. Правда, уверен, что это не то решение проблемы технологической безработицы, которое мы бы все хотели видеть.