Сотрудники любой, а тем более крупной компании, нуждаются в профессиональном развитии и обучении, чтобы подниматься по карьерной лестнице. Углубление и расширение их знаний, совершенствование умений и навыков приносит пользу всей компании.
О методике построения системы обучения своих организаций Prosperity Media рассказали менеджеры и руководители HR-департаментов ведущих компаний России. Сегодня на вопросы отвечает Ирина Дрыкина, руководитель отдела обучения и развития DHL Express.
Какова методика построения системы обучения в вашей компании?
С 2011 года в компании DHL Express действует глобальная платформа международной сертификации CIS (Certified International Specialist). Она построена на принципах многоэтапного развития для всех категорий сотрудников с учетом функциональных особенностей бизнеса. Сертификация CIS – неотъемлемая часть корпоративной культуры. Она непосредственно связана с системой мотивации и повышения вовлеченности персонала, включая этапы его подбора и адаптации, а также развития кадрового резерва.
На сегодняшний день программа CIS включает в себя 180 функциональных и кросс-функциональных курсов, таких как: «Таможенное декларирование», «Продукты и бренд», «Основы безопасности», «Продажи», «Финансы», IT, HR и другие. В России 2600 сотрудников успешно проходят CIS-сертификацию в соответствии с занимаемой должностью, а также подтверждают свои знания и навыки во время ежегодной ресертификации.
Начиная с 2013 года, 10 000 руководителей DHL Express проходят сертификацию на различных модулях программы CIM (Certified International Manager). Более 300 руководителей сертифицировали в России.
В 2016 году мы запустили новую программу сертификации для супервайзеров и тимлидеров компании – CIM Supervisory Excellence Academy, которая включает в себя обучение и развитие с использованием современных технологий и инновационных систем.
Кто отвечает за построение системы обучения?
Ее регламентирует глобальная штаб-квартира компании. На основании оценки компетенций, бизнес-показателей и других значимых факторов мы выявляем потребности в обучении и развитии персонала, которые покрываем за счет разработки и внедрения новых курсов. Содержание курсов CIS и CIM оцениваем в рамках пилотных тренингов, которые проводим по всему миру и корректируем по итогам обратной связи. В центре внимания – применимость в бизнесе. Для этого к разработке активно привлекаем экспертов из различных департаментов и направлений деятельности.
Вы привлекаете внешних специалистов для обучения сотрудников вашей компании?
Тренерами, коучами, фасилитаторами и модераторами проекта CIS выступают только сотрудники компании. Все руководители компании – члены совета директоров, менеджеры департаментов, супервайзеры, бригадиры и тимлидеры на местах – проходят обучение навыкам фасилитации в рамках управленческой сертификации CIM. В российском подразделении DHL Express 300 руководителей компании – активные фасилитаторы корпоративных сессий. Такой подход – наша особенность, которая позволяет обеспечить передачу экспертизы по всем направлениям деятельности и вовлечь руководителей компании в активное развитие сотрудников на местах.
На глобальном уровне мастер-тренеры и фасилитаторы компании проходят сертификацию у представителей внешней компании NKD Learning, UK. По итогам обучения они получают возможность проводить аналогичную сертификацию для локального персонала. Обычно такая потребность возникает при внедрении новой многоступенчатой программы обучения для определенной категории сотрудников, например, в рамках разработки и внедрения академии CIM Supervisory Excellence Academy, рассчитанной примерно на 5 лет непрерывного обучения.
Какие подходы для обучения сотрудников вы используете?
Для сертификации более чем 100 000 сотрудников компании по всему миру мы выбрали смешанный подход к обучению, при котором в учебных группах на равных участвуют сотрудники из различных городов и подразделений вне зависимости от уровня и должности. Программа не ограничена очными тренингами. В центре методологии – подход 10\20\70, где 10% времени сотрудников отведено на очное обучение, 20% – на коучинг и обратную связь и 70% – на практическое применение полученных знаний и навыков.
Платформа CIS содержит различные форматы и инструменты обучения: очные тренинги, вебинары, воркшопы, коучинг-сессии с менеджерами компании, работу в учебных группах и практические задания на рабочих местах в процессе бизнес-деятельности. В том числе, существует каталог электронных курсов, обогащенных учебными фильмами и анимацией. Они содержат тестовые задания и опросы, ссылки на внутренние библиотеки и иные полезные для развития выбранных компетенций ресурсы. В рамках программы адаптации мы развиваем систему наставничества.
Один из инновационных подходов – предоставление сотрудникам определенных категорий (например, супервайзерам, бригадирам, тимлидерам) электронных планшетов со встроенными обучающими приложениями на время работы в компании. Таким образом, у сотрудников есть возможность создать виртуальные учебные группы по обмену лучшими практиками, в том числе с коллегами из других городов и стран. Также сотрудники могут своевременно получать напоминания об обязательной ресертификации, оптимально организовывать свой учебный график и отмечать свой прогресс на постоянной основе.
Вышеперечисленные подходы в обучении доказали свою эффективность как по результатам формальных оценок и замеров, так и в неформальной среде. Например, по итогам опроса мнения сотрудников в 2011-2018 годах наблюдается рост в 25% по категориям знания и понимания стратегии компании, повышению уровня вовлеченности персонала, активному лидерству, обучению и развитию в целом. Также заметен явный сдвиг в корпоративной культуре от директивного к мотивирующему стилю управления, снижается текучесть персонала, растут бизнес-показатели отделов.
Наши сотрудники принимают участие в отраслевых конференциях. Его могут финансировать как работодатели, например, в случае изменений законодательства, так и сами сотрудники, которые находят ценность в содержании того или иного внешнего мероприятия для своего развития и личностного роста. Посещение конференций не включено в программу обучения и развития персонала и не регламентируется обязательными предварительными либо последующими шагами. В данном случае выбран индивидуальный подход, и итоговое решение остается за руководителем.
Юлия Сильченко, группа «Просперити медиа»