Разработка многоцелевого всепогодного перехватчика «Е-8» началась в СССР в 1960 году. Он создавался в КБ Микояна на базе «МиГ-21ПФ», но обладал совершенно новой аэродинамической компоновкой.
Одноместный самолёт обладал длиной в 16 м и размахом крыла свыше 7 м. Для большей устойчивости в полёте он оснащался складным фальшкилем, расположенным под хвостовой частью фюзеляжа. Перехватчик со взлётной массой в 8,2 тонны оснащался турбореактивный установкой «Р-21Ф-300», обладающей форсажной тягой в 7,2 тонны.
Истребитель был способен к полёту при скорости в 2200 км/ч на высоте около 18 километров, которую он достигал менее чем за 6 минут. Для взлёта и посадки ему требовалась ВПП класса «Д» длиной не менее 850 метров.
Перехватчик был оснащён новейшей радиолокационной станцией «Сапфир» и инфракрасным визиром «Самоцвет», которые позволяли вести боевые действия в любых погодных условиях. В качестве вооружения на него устанавливались две управляемые ракеты «К-13» класса "воздух-воздух", способные к полёту на дальность до 8 километров при скорости в 2 тысячи км/ч.
Впервые «Е-8», пилотируемый Георгием Мосоловым, поднялся в небо летом 1962 года. Испытания показали нестабильность в работе компрессора, и спустя несколько месяцев регулярных полётов одна из его ступеней разрушилась прямо в воздухе — самолёт потерпел крушение, но лётчику удалось катапультироваться.
Параллельно тестировался и второй опытный образец истребителя, но после потери первого он больше не взлетал. Оперативно решить проблему с компрессором инженерам не удавалось, и поскольку в это же время в КБ активно велась разработка истребителя нового поколения с изменяемой стреловидностью крыла «МиГ-23», проект перспективного перехватчика «Е-8» был закрыт.