Найти тему
Пушкинский музей

Чувство вины, подавление в детстве и поиск идентичности: психолог объясняет современное искусство

Штатный психолог канала Психо Daily разбирает художников с выставки «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное» с точки зрения психологических расстройств.

Из-за названия многие принимают телеграм-канал
Психо Daily за медиа о съезде с катушек. Это правда лишь отчасти. Психо Daily — городской гид по ресторанам, новостям медиа и политики, c историями о кино, музыке и прочим видам искусства. Редакция рассматривает город через призму легкого безумия, призывая и читателей расшатывать понятие психологической нормы. Посмотреть в глаза редакции Психо Daily и познакомиться с её лучшими материалами можно на сайте psychodaily.me.

Марина Абрамович. Обновитель астрального баланса. Инсталляция. 2000. Вид экспозиции в ГМИИ им. А.С. Пушкина. 2019. Credit artiste : © Marina Abramovic © Fondation Louis Vuitton. Фото: Антон Сурков
Марина Абрамович. Обновитель астрального баланса. Инсталляция. 2000. Вид экспозиции в ГМИИ им. А.С. Пушкина. 2019. Credit artiste : © Marina Abramovic © Fondation Louis Vuitton. Фото: Антон Сурков

В современном искусстве личность и состояние художника часто играют большее значение, чем само произведение. До сих пор современное искусство порой невежественно называют «бредом сумасшедшего». Психолог посмотрел на некоторые работы с выставки фонда Louis Vuitton, чтобы с профессиональной позиции сформулировать, как личная боль и травмы художников проступают сквозь их работы. Получившийся анализ — сугубо личная интерпретация, не претендующая на диагноз. Однако он поможет вам понять и мотивы авторов, и душевное состояние ваших детей, которые с помощью рисунков или куличиков из песка часто пытаются рассказать родителям, что их тревожит.

Кристиан Болтански «Animitas»

Кристиан Болтански.  Animitas. Инсталляция. 2014. Вид экспозиции в ГМИИ им. А.С. Пушкина. 2019. Credit artiste : © Christian Boltanski © Fondation Louis Vuitton. Фото: Антон Сурков
Кристиан Болтански. Animitas. Инсталляция. 2014. Вид экспозиции в ГМИИ им. А.С. Пушкина. 2019. Credit artiste : © Christian Boltanski © Fondation Louis Vuitton. Фото: Антон Сурков

Травма: Память. Жертвы диктатуры Пиночета

Работа: Источником замысла «Animitas» — фильма, ставшего основой инсталляции, — послужили импровизированные алтари, которые чилийцы устанавливают в пустыне Атакама в память о жертвах диктатуры Пиночета, убитых в 1973–1990 годах. Болтански дополнил этот мемориал, укрепив на металлических стержнях, воткнутых в землю, восемьсот японских колокольчиков. Их расположение повторяет карту звездного неба, какой она была 6 сентября 1944 года, в день рождения художника.

Интерпретация: Во время второй мировой войны отец Болтански проживал в Париже. Будучи евреем, он полтора года прожил под настилом деревянного пола в доме небезразличных людей. Эта история как семейное предание звучала в детстве Кристиана. Очевидно, что тема чужой смерти, как звон колокола возвещает вопрос: почему ты живешь, а другие мертвы? Почему их вещи брошены и истлели, а ты живешь и радуешься жизни?

В психологии это называется феноменом «ветра пушечного ядра» – это травматическое переживание близости смерти, которая уносит жизни рядом стоящих, но не тебя. Ты стоишь на расстоянии вытянутой руки от товарища, которого убила пуля, или пушечное ядро. Но ты жив! Ты даже ощущаешь на себе колебание ветра от этого ядра. Чувству вины важно находить выход, и похоже творчество автора не лишено этого мотива.

Иза Генцкен «Букет»

Иза Генцкен Букет. 2004 вид экспозиции в Fondation Louis Vuitton
Crédit artiste : © Isa Genzken Crédit
photo : © Fondation Louis Vuitton /
Martin Argyroglo
Иза Генцкен Букет. 2004 вид экспозиции в Fondation Louis Vuitton Crédit artiste : © Isa Genzken Crédit photo : © Fondation Louis Vuitton / Martin Argyroglo

Травма: 11 сентября

Работа: «Букет» (2004) входит в серию ассамбляжей, созданных художницей после терактов 11 сентября 2001 года. На вершине колонны, окрашенной аэрозольными красками и обвитой блестящими гирляндами, стоит букет цветов в вазе, окруженный сломанными игрушечными фигурками — бросовыми изделиями американской поп-индустрии.

Интепретация: Весьма очевидна метафора колонны, взрывающейся букетами цветов и разноцветной мишурой. Куда интереснее, почему именно такой язык использует Генцкен? Она долго работала фешн-моделью, чтобы оплачивать обучение. Вероятно, мир моды с его яркой оболочкой и экзистенциальной пустотой, оставил свой след. В работах Иза часто использует материалы массового производства и яркие цвета. Ей композиции невероятно экспрессивны, на грани истерики. Соседство грусти и печали (инсталляция посвящена 11 сентября) с радостью и эйфорией — вот что, вероятно, характеризует ее восприятие реальности.

Вероятно она склонна переживать колебания сильных аффектов, что в клинических терминах можно назвать биполярным расстройством.

Маурицио Каттелан «Чарли не сёрфят»

Маурицио Каттелан. Чарли не сёрфят. Инсталляция. 1997. Вид экспозиции в ГМИИ им. А.С. Пушкина. 2019. Credit artiste : © Maurizio Cattelan © Fondation Louis Vuitton. Фото: Антон Сурков
Маурицио Каттелан. Чарли не сёрфят. Инсталляция. 1997. Вид экспозиции в ГМИИ им. А.С. Пушкина. 2019. Credit artiste : © Maurizio Cattelan © Fondation Louis Vuitton. Фото: Антон Сурков

Травма: Детские травмы и эпатаж как следствие неуверенности в себе

Работа: «Инсталляция „Чарли не сёрфят”» (1997) изображает мальчика, сидящего за партой спиной к зрителю. Его руки, прислоненные к поверхности стола, при ближайшем рассмотрении оказываются прибитыми к нему двумя карандашами. По-видимому, за этим образом стоит травматичный школьный опыт художника. Название произведения отсылает к знаменитой фразе подполковника Килгора из фильма Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня». Килгор, вместо выполнения задания, бросает своё подразделение с боями отвоевывать пляж — потому как ему приспичило посерфить. У самой этой фразы богатый контекст в мировой культуре. Чаще всего она используется для обозначения пренебрежения очевидной опасностью или отсылает к сиюминутным желаниям, за которые будет расплачиваться кто-то другой.

Интерпретация: Когда педагоги, подобно американским пехотинцам могут распять тебя карандашами на парте, не заботясь о твоих чувствах (серфинг – как метафора счастливой жизни), это может травмировать тебя навсегда. Примечательно, что Маурицио никогда не учился на художника и свой путь начал с создания мебели. Можно заключить, что Маурицио до сих пор болезненно переживает процесс сепарации, пытаясь показать всему миру, что он плевать хотел на авторитеты и их требования — он сам себе хозяин. Это гиперкомпенсация (экзальтированная агрессивная независимость) часто является следствием психологического насилия.

Герхард Рихтер «Гудрун»

Герхард Рихтер. Гудрун. 1987. Коллекция Fondation Louis Vuitton, Париж © Gerhard Richter. Вид экспозиции в ГМИИ им. А.С. Пушкина. 2019. Фото: Антон Сурков
Герхард Рихтер. Гудрун. 1987. Коллекция Fondation Louis Vuitton, Париж © Gerhard Richter. Вид экспозиции в ГМИИ им. А.С. Пушкина. 2019. Фото: Антон Сурков

Травма: Судьба Германии в XX веке

Работа: Эту картину Герхард Рихтер посвятил леворадикальной активистке Гудрун Энслин. Девушка из хорошей семьи, дочь евангелического пастора, теолога и прямого потомка Гегеля, она была спокойным ребенком и мечтала стать учительницей. Однако, увлекшись революционными идеями и ушла из семьи, вместе с тремя молодыми друзьями основав в 1968 году террористическую организацию «Фракция Красной армии». В полотне «Гудрун», необычно мрачном на фоне остального творчества Рихтера, особенно заметно его увлечение работой при помощи мастихина – именно им нанесена кроваво-красная краска поверх сине-зеленого фона.

Интерпретация: Сам Герхард родился и вырос недалеко от Дрездена в семье аполитичного отца-преподавателя, которого втянули в партию социал-демократов. Оба его брата погибли на войне, а сестра, страдающая от шизофрении, была подвергнута нацистами эвтаназии. Родной город — Дрезден — был буквально стерт с лица земли. Неудивительно, что тема политических манипуляций, которые заканчиваются агонией и смертью — личная боль Герхарда, эхом звучащая в его творчестве. На представленном полотне красная стена разрывает пространство картины. Вероятно, также, как идеи политиков разрывают жизни обычных людей, повергая их в пучину трагических событий.

Жан-Мишель Баския «Grillo»

Жан-Мишель Баския Grillo. 1984 вид экспозиции, Fondation Louis Vuitton ©
Estate of Jean-Michel Basquiat Licensed
by Artestar, New York Crédit photo : ©
Fondation Louis Vuitton / Marc Domage
Жан-Мишель Баския Grillo. 1984 вид экспозиции, Fondation Louis Vuitton © Estate of Jean-Michel Basquiat Licensed by Artestar, New York Crédit photo : © Fondation Louis Vuitton / Marc Domage

Травма: Идентичность и расовая принадлежность

Работа: Монументальное произведение, созданное с использованием сразу нескольких техник – коллажа, масляной и акриловой красок и воскового карандаша. Размеры работы, а также ее композиция, последовательно выстроенная из четырех отдельных панелей, отражает желание художника заставить зрителя не только смотреть на работу со стороны, но и вовлечь его в повествование. Два героя – на первой и третьей панелях соответственно, являются центральными протагонистами. Их изображения окружены вырезками с текстами, повествующими о главных идеях, которые занимали Жан-Мишеля Баския – вопросах расовой принадлежности и дискриминации, правах человека, появлении социальных классов и власти.

Интерпретация: Творчество Баския ознаменовано поисками ответов на вопросы: кто я, для чего я создан, на что я могу претендовать в мире и где мое место? Как правило, эти вопросы возникают при переходе из подросткового этапа в сферу взрослой жизни. Это турбулентный процесс для каждого подростка, но он оказался еще более сложными и травмирующем для выходцев из Африки, вывезенных оттуда в качестве рабов. В попытке осознать свои истоки и получить ресурс, опереться на них, Баския обращается к экспрессивности первобытных племен. Он ищет способы соединить эту магию и сегодняшний день, используя стены как холсты. Точно также традиционные шаманы использовали стены пещер, чтобы нанести символы и образы, которые защитят их племя на охоте или войне. Но в отличие от традиционной наскальной живописи, Баския вынужден констатировать факт, что жизнь несправедлива к его племени сегодня. Что осуждение и неравенство, боль и нищета – та реальность, в которой приходится выживать, испытывая взрывы бешеного гнева и беспросветной тоски.

Если вы еще этого не сделали, подпишитесь на канал Пушкинского музея в Яндекс.Дзене — и мы расскажем вам обо всех художниках выставки коллекции Fondation Louis Vuitton. Кроме того, у вас будет шанс попасть на одну из запланированных экскурсий с экспертами и медийными персонами.

Текст: Дмитрий Колыгин, штатный психолог канала Психо Daily.