Тут некоторые иронизируют, что "машина - это продолжение дамской сумочки". Ну и что. Как вам идея, что дворец - это модный дамский аксессуар? Согласна, идея не про наше время, но так ведь тогда машин не было... Рассмотрим на примере Версаля и Малого Трианона.
Начало строительства Малого Трианона: 1763 год
Первая (не сложившаяся владелица) фигурантка: Жанна-Антуанетта, маркиза де Помпадур. Фаворитка Людовика XV .
Стилистика рококо воспринималась современниками как дурной вкус - а уж спустя два поколения совершенно точно не попадала в систему уважаемых стилей "классицизм - барокко - неоклассицизм". И только в 19 веке рококо стали воспринимать как высшую стадию искусства барокко. Однако, уже во второй половине 20 века искусствоведы сошлись на том, что рококо - это, наоборот, измельчание стиля барокко.
Основа декора рококо - росток, завиток. То есть орнамент в основном - растительный. В этой стилистике любили оформлять гроты и другие малые архитектурные формы в парках.
Вот тут самое время вернуться к портрету маркизы де Помпадур (в ее платье рококо с широкими воланами на рукавах и обильным цветочным декором) и, собственно, поговорить о том, что именно она, Жанна, была инициатором строительства Малого Трианона с одной стороны, и стала единственной фавориткой короля, не только проживавшей, но и умершей в Версале, с другой.
Жанна де Помпадур не давала королю скучать: по ее инициативе заново оформлялись залы дворца, собирались коллекции произведений искусства, был создан театр (на сцене которого она и блистала), был создан проект Малого Трианона. Маркиза имела достаточный вес при дворе: даже королева, с которой Жанна держалась исключительно вежливо и уважительно, как-то раз сказала, что если уж королю необходима фаворитка, то нельзя желать никого лучше де Помпадур.
На уровне идеи, Версаль с его рокальным оформлением вполне можно считать "модным дамским аксессуаром" времен маркизы де Помпадур.
Совсем иная стилистическая история связана с Малым Трианоном. Как и было сказано, Жанна де Помпадур умерла всего год спустя после начала строительства, и на убранство нового дворца никак не успела повлиять.
И тут на сцену выходит следующая фигурантка представления. Кстати, как и Жанна-Антуанетта, Мария-Антуанетта тоже построила себе театр, на сцене которого блистала.
Год, когда Мария-Антуанетта получила Малый Трианон в подарок - 1774.
1770-е годы - это время, когда модные журналы выходили... чаще, чем сейчас! В наши дни модный глянец выходит в ежемесячном режиме, в 1770-е он выходил раз в 10 дней. Версаль перестал диктовать моды - диктовать моды стал Париж. И раз в 10 дней появлялась какая-то новинка, которую рекламировали модные издания. И сама королева отказалась от услуг личного портного, обращаясь то к одному, то к другому именитому парижскому мастеру. В погоне за модами модницы так утомились, что к 1780-м полюбили простой (но не менее затратный) "крестьянский стиль".
Мария-Ануанетта тоже обратилась к пасторальным мотивам. Она заказала свой портрет в простом белом платье, уединилась с детьми в Малом Трианоне и велела разбить вокруг него идеальную деревушку.
Давайте поговорим о том, как эта новая стилистика отразилась на интерьерах и парковом пространстве Малого Трианона. Заодно сравним с Версалем.
Недалеко от дворца были устроены ферма, мельница и прочие здания в пасторальной стилистике. Говорят, королева порой сама доила коров на этой самой ферме.
Для доступа во дворец требовалось специальное разрешение королевы - даже для короля не было сделано исключения. Круг избранных был очень тесен, никаких торжеств и публичных праздников тут не проводилось, что, конечно, породило сплетни о жутких оргиях, которым предавалась королева в окружении близких подруг.
Если рассматривать Малый Трианон опять же как идею, то вполне можно назвать его "модным дамским аксессуаром" времён Марии-Антуанетты.
Впрочем, оформление интерьера и мода всегда шли рука об руку. Самая благодатная тема для исследования.