В след за продажей "Магнита" Галицким, о которой можно почитать в статье Зачем Галицкий продал «Магнит», тучи начали сгущаться над сетью алкомаркетов "Красное-белое". Судебные разбирательства, обыски, проверки - начались в 2018 году и по сей день не снижают оборотов. Есть мнение, что травля была вызвана интересом к ставшему крупнейшим бизнесу, со стороны других игроков рынка. В частности, в январе этого года появилась информация о намерении провести слияние сети магазинов "Красное-белое" с сетью магазинов "Дикси" и "Бристоль". И эту сделку даже одобрила федеральная антимонопольная служба.
Зачем владелец сети алкомаркетов пошел на эту сделку, попробуем выяснить в сегодняшней статье.
Первый магазин «Красное & Белое» был открыт в городе Копейске Челябинской области 11 августа 2006 года. Основатель сети, Сергей Студенников, еще с 1990-х начал заниматься дистрибуцией алкоголя и табака. Момент для открытия был выбран весьма удачно, так как из-за закрытия импорта в пользу введения ЕГАИСа начался дефицит алкоголя. Прибыль первого магазина превысила ожидаемую в пять раз.
Магазины формата самообслуживания приятно выделялись шаговой доступностью и широким ассортиментом товаров самого высокого качества и по самым лучшим ценам.
Главным направлением работы сети магазинов «Красное&Белое» стала качественная алкогольная продукция. Ассортимент сети насчитывает около 1000 наименований товаров.
По состоянию на июль 2019 года «Красное & Белое» имеет 8030 магазинов в 57 регионах России, сотрудниками компании являются 78500 человек, а сеть признана «самым быстрорастущим крупным розничным продавцом» в России. В 2018 году Bloomberg оценил собственный капитал Студенникова более чем в 1 миллиард долларов. На текущий момент он занимает 123 место в списке Forbes в рейтинге богатейших бизнесменов России.
Итак, сеть магазинов «Красное & Белое» является крупнейшей в своем секторе, и при этом продолжает стремительно развиваться и расти. Конечно же этим фактом не могли не заинтересоваться.
А теперь восстановим хронологию последних событий, связанных с сетью магазинов «Красное & Белое»
- в 2012 году акционер группы "Дикси" Сергей Кациев посетил тогда еще мало известного основатели сети «Красное&Белое» Сергея Студенникова с целью обмена опытом. Сергей Студенников гостя принял, рассказал о том, как ведет дела, о формате бизнеса и первых успехах. Сергей Кациев настолько впечатлился увиденным, что предложил Студенникову сотрудничество и партнерство, но получил отказ. Вернувшись в Москву, предприниматель решил открыть свою сеть магазинов алкогольной продукции. Так появился "Бристоль".
- Не смотря на идентичную целевую аудиторию, похожий формат и расположение магазинов, "Бристоль" такой популярности, как «Красное & Белое» не получил. Самая главная причина - ценовая политика. Таких низких цен как в магазине "Красное- белое" предложить не смогли, соответственно не смогли привлечь покупателей.
- В марте 2018 года нижегородская компания ООО «Альбион-2002» (юр лицо магазинов "Бристоль") подала жалобу в антимонопольное ведомство на магазины «Красное&Белое». В жалобе было указано, что в магазинах сети, расположенных вблизи учебных заведений, продавали сигареты. Как доказательство, были предъявлены чеки на продажу табачной продукции с указанием адреса магазина, находящегося менее чем в 100 метрах от образовательного учреждения. Башкирское управление УФАС, рассмотрев жалобу нижегородской компании «Альбион-2002», признало в действиях регионального подразделения ритейлера недобросовестную конкуренцию и обязало сеть алкомаркетов в течение месяца прекратить продажу сигарет во всех торговых точках Башкирии. Альбион-2002» подавал жалобы на подразделения «Красного & белого» более чем в 10 регионах России, в том числе в Нижегородской, Кировской, Саратовской, Рязанской областях. При этом В декабре прошлого года первая инстанция суда заняла сторону ритейлера. Она признала выводы УФАС недействительными, указав, что факт недобросовестной конкуренции не был доказан. Нарушения были, но они касаются Роспотребнадзора, и закрытие всех магазинов не является адекватной мерой наказания. В разные годы работа «К&Б» привлекала внимание Росалкогольрегулирования (невыполнение приказа о минимальной стоимости водки), УФАС (нарушение закона «О рекламе», закона «О торговле»). В 2011 году глава администрации Челябинска Сергей Давыдов резко выступал против алкомаркетов «Красное&белое», поскольку они находятся в жилых домах, и предлагал их ликвидировать
- Затем появилась информация, что Сергей Студенников планирует перевезти головной офис организации в столицу. Это открыло бы для компании новые горизонты, стало очередным витком развития, переходом на новый уровень, но...
- В этом же, 2018 году, у компании возникли серьёзные проблемы с налоговой службой. Налоговики доначислили компании НДС на 713 миллионов рублей и налог на прибыль на 625 миллионов рублей. Кроме того, насчитали пени по этим налогам — 315 миллионов и 282 миллиона рублей соответственно, а также штрафы на 15 миллионов рублей. В итоге претензии налоговых органов к поставщику «К&Б» вылились почти в два миллиарда рублей. ФНС также указывала на вывод денег из оборота. Представители «К&Б» с такой суммой не согласились и подали иск в арбитражный суд Челябинской области. 11 октября 2018 года арбитраж начал производство по делу.
- и уже 26 декабря 2018 года, сотрудники Федеральной налоговой службы, Росалкогольрегулирования, ФСБ и ОМОНа пришли в подразделения «К&Б» в столице, Екатеринбурге, Самаре, Казани, Уфе, Воронеже. И это в самый горячий сезон продаж, перед новым годом! Деятельность компании была полностью заблокирована на целый день. Ущерб компании из-за простоя составил порядка 100 миллионов рублей. Изымали документы, искали контрафактную продукцию. Основание обысков, озвученное силовиками: подозрение в обороте контрафакта и неуплате налогов. По результатам обыска никакого контрафакта не нашли.
- Но 21 января 2019 года владельцы крупного продовольственного ритейлера «Дикси», сетей алкомаркетов «Бристоль» и «Красное&Белое» объявили о слиянии компаний в единый бизнес. Вызвано это событиями, произошедшими ранее, или действительно предприниматели решили, что вести совместный бизнес более выгодно с точки зрения логистики и объема - точно мы не узнаем. Кстати, федеральная антимонополная служба уже подтвердила легальность данной сделки. Объединенная сеть, включающая в себя "Красное&Белое", "Дикси" и "Бристоль", стала бы третьей по величине, уступая только "Магниту" и "Х5". 50% в совместном предприятии должно было принадлежать Игорю Кесаеву, а 49% Сергею Студенникову.
- Однако после объявления о слиянии прошло уже полгода, а информации о совместных планах действий от сетей не поступало. Зато в июне появилась информация, что Сергей Студенников по-прежнему остается стопроцентным бенефициаром сети, но уже не напрямую, а через кипрскую компанию Amelior Investments Limited. Под ее контроль перешли ООО "Прометей", приносившая 60% выручки компании, ООО "Абсолют" и ООО "Оазис". Всего на Кипр было переведено более 30 компаний, что составляет больше половины бизнеса Сергея Студенникова. Эксперты предполагают, что переход под кипрскую юрисдикцию был продиктован желанием минимизировать налоговую нагрузку. Однако причина может быть совсем иной.
- 9 июля в офисе сети челябинских магазинов «Красное&Белое» началась налоговая проверка. Проверяющие пришли в здание на Рождественского, 13, в головной офис «К&Б» в Челябинске. Как сообщили в самой компании, проверка проводится в отношении контрагента.
Приведут ли к чему-либо продолжающие обыски - не понятно. Искать что-то, когда большая часть компаний утекла на Кипр, уже поздно.
Не совсем понятно, ушел ли Сергей Студенников таким образом от нежеланного объединения с Дикси и Бристолем, или оно все же состоится.
Очень интересно, как с самого 2012 года и по сей день, судьба неразрывно связывает магазины "Бристоль" и "Красное&Белое". Произойдет слияние или нет- покажет время.
Обычных покупателей больше всего интересует, как поменяется ценовая политика в случае слияния сетей. До сих пор считалось, что самые низкие цены держала компания «Красное&Белое».
Прежней ценовой политики уже не будет, — прогнозирует Вадим Дробиз, директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» . — Скорее всего, цены подтянут до «бристольских. Последние два года я говорю, что жду, кто же и когда остановит эту сеть. «Красное&Белое» стала крупнейшим продавцом алкоголя, причём по демпинговым ценам, поэтому она мешала абсолютно всем прочим крупным и средним федеральным и региональным сетям, а рады ей были только потребители.
А как думаете вы, что происходит с сетью «Красное&Белое»? Нравится ли вам этот магазин?
Если вам понравилась статья - ставьте лайк и подписывайте на канал. Впереди много интересного!