Найти тему

Когнитивная ригидность человека приводит к разрушению?

Оглавление

Ригидное мышление это? Причина агрессии подростков. Когнитивная ригидность. Неприязнь к альтернативам. Отсутствие толерантности. Тупик в переговорах.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Начало этой статьи Вы сможете прочитать здесь:  Статья «Причины деструктивного поведения подростков. Мотивы людей.»

Ригидное мышление. Гипотеза 8. Мотив – сохранить модель мира без изменений.

Может все дело в том, что человек стремится сохранить свою текущую картину мира в неизменном виде и избежать разрушения прежних рамок представлений, убеждений, верований?

Статья «Эффект фрейминга. Когнитивные искажения в психологии.»

Статья «Здравый смысл без смысла! Предвзятость мышления.» 

А можно предположить, что новый объект (двухуровневая круговая снежная крепость или «ледяной лес») - это непривычный предмет, не свойственный этому месту в данное время и при текущих обстоятельствах. Объект оказывается доступным сенсорному восприятию человека и порождает интерес к этому предмету. Возникает любопытство и познавательный мотив с одной стороны, однако, с другой стороны этот АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ МИР не соотносится с воспоминаниями о прежнем текущем опыте и у человека возникает ВНУТРЕННИЙ конфликт между образом «предыдущего мира» и образом «нового мира», где расположены новые объекты в классическом физическом мире. Возникает дискомфорт в «животе» или в какой-либо другой точке собственного тела, причем не настолько выраженный, чтобы на нем сильно заострять внимание и потому почти не заметный. А дальше запускается поведенческая реакция по восстановлению образа «прежнего мира» путем преобразования классического материального мира. Если бы можно было выразить происходящее в сознании с помощью внутреннего диалога рефлексирующего субъекта, то прозвучало бы примерно следующее:

«Здесь раньше не было снеговика, крепости, «ледяного царства» и все было как всегда, удобно, обычно и потому комфортно, а теперь возник АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ МИР. И мне теперь дискомфортно, потому что необходимо расширять собственную модель мира, достраивать, вносить в нее изменения, фактически УЧИТЬСЯ, а это тяжело и неприятно. Мне проще оставить свою когнитивную модель мира без изменений и уничтожить АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ МИР, восстановить предыдущий протообраз.»

При этом, если бы школьники своими руками построили снежную крепость, очень старались, и затратили существенные усилия, то любовь к своему творению была бы несомненной. Отстраивая своими руками, когнитивными усилиями АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ МИР, человек меняет прежний ОБРАЗ МИРА на новый, который в свою очередь становится уже нормой. И скорей всего, поэтому так тяжело эмоционально реагировать на разрушения «варварами» построенного своими руками АЛЬТЕРНАТИВНОГО МИРА. Помимо вложенного труда, который оценивается, как безвозвратные потери, приходится отказываться от собственной текущей когнитивной модели мира и адаптироваться к новой материальной реальности «сломанного творения».

С другой стороны, так приятно разрушать АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ МИР «снежных конструкций», возникший без личного участия, тем самым сохраняя прежний ОБРАЗ МИРА.

Против Вас используют манипуляцию и проявляют агрессию? Вам поможет психолог, Владислав Якимов!

Ригидное мышление. Сложность проблематики.

-2

Рассуждения по данному вопросу не предусматривают плотный теоретический анализ всех аспектов. Не учитывается отношение людей к эстетически красивым АЛЬТЕРНАТИВНЫМ МИРАМ или «освещенных» авторитетным человеком, организацией или «божеством». Безусловно взрослые граждане не бегут с палками наперевес для того, чтобы разбить «ледяной лес», поскольку не только загружены собственным проблемами, а и научились соответствовать социальным нормам поведения. Однако граница между взрослым человеком и школьником тонкая. И стоит измениться обстоятельствам, как из порядочного законопослушного гражданина некий человек превращается в «варвара», сметающего АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ МИР. Трансформация становится еще более выраженной и быстрой, если человек в толпе, где есть возможность «спрятать лицо» шапкой – «Балаклава» и остаться ненаказуемым.

C Вами не хотят общаться? Вас игнорируют? Вам поможет психолог, Якимов Владислав!

Ригидное мышление. Когнитивная ригидность.

-3

Что такое когнитивная ригидность?

Когнитивная ригидность - это отсутствие готовности, нежелание, неумение человека перестроить свою когнитивную модель мира в условиях получения новой достоверной фактической информации, которая расходится с предшествующей картиной мира и не соответствует прежним представлениям, убеждениям человека.

В психиатрии, клинической психологии этот термин часто используют в применении к пограничным состояниям нормы или в качестве симптома заболевания, нарушения. Однако частотность наблюдения этого феномена настолько велика и среди условно здоровых людей (без внешних фиксируемых нарушений) на бытовом уровне, что можно говорить о присущей людям в целом на уровне ПРЕДУСТАНОВЛЕННОЙ программы поведения. Вопрос, пожалуй, лишь в том, насколько субъект способен преодолеть свою стереотипность. Если у человека отсутствует опыт постоянных, быстрых переключений на решение вопросов из различных областей, то инертность мышления становится обычным явлением. К тому же особенности характера могут сыграть свою немаловажную роль. Так эпилептоидам намного сложнее переключаться и менять свою модель мира, чем, скажем гипертимам или истероидам.

Статья «Тип личности истероид. Демонстративный человек.»

Статья «Эпилептоидный тип личности. Возбудимая нервная система. Кто это?»

Статья «Гипертим психотип. Характер человека описание.» 

Человек, обладающий системным мышлением и обширным жизненным опытом, а также при наличии внутренней готовности вносить коррективы в свою картину мира преодолевает когнитивную ригидность, но этот психический феномен не исчезает полностью.

Поскольку дети и подростки за редким исключением не обладают ни серьезным жизненным опытом, ни развитым интеллектом, ни продвинутым уровнем саморефлексии, вероятность уничтожения с их стороны АЛЬТЕРНАТИВНОГО МИРА существенно возрастает, в сравнении со взрослыми людьми. Отсюда вытекает соответствующее поведение по слому снежных крепостей, снеговиков. Здесь же неприязнь и изоляция детей, непохожих в чем-то, отличающихся чем-то от условной нормы, со стороны школьников. «Альтернативный» в чем-то ребенок становится изгоем, «белой вороной» в классе, хотя его непохожесть может быть следствием неврологических нарушений или психологической особенностью.

Отсутствие толерантности есть суть проявления когнитивной ригидности.

Существует в отечественной психологии тест «Томский опросник ригидности Г.В. Залевского», разработанный в 1987 г. Ознакомиться с ним можете по ссылке https://cyberleninka.ru/article/n/tomskiy-oprosnik-rigidnosti-g-v-zalevskogo

По этой ссылке Вы сможете пройти тест онлайн: https://psytests.org/psystate/tor.html

Скачать книгу Залевский Г.В. «Психическая ригидность в норме и патологии»

У Вас есть проблемы? Вам окажет помощью медицинский психолог Владислав Якимов.

Ригидное мышление. Тупик в переговорах.

-4

Для контекста переговоров в ряде случаев АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ МИР, который предлагает в диалоге коммуникатор, вызывает первичное отторжение у оппонента или желание отторгнуть не потому, что АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ МИР не выгоден, что он плохой, вредный, опасный, хотя полностью этого разумеется исключить нельзя, а потому что он в первую очередь не соответствует текущей когнитивной модели мира оппонента. Требуется ВРЕМЯ и СОБСТВЕННЫЕ когнитивные УСИЛИЯ оппонента для того, чтобы перестроить собственный ОБРАЗ МИРА. Если оппонент не любит, не умеет, не хочет перестраивать свою модель мира, то он разрушит АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ МИР, предложенный коммуникатором.

Оппонент в лучшем случае сгенерирует собственный АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ МИР, который сам полюбит, и затем транслирует его коммуникатору, рассчитывая на принятие. И в этот момент столкнется с встречным неприятием возможно по такой же причине.

Когнитивная ригидность, отсутствие толерантности, нежелание учиться, слабые навыки быстро перестраивать собственную когнитивную модель мира являются главными ПРЕПЯТСТВИЯМИ для заключения сделки, достижения соглашения в переговорах.

Отсюда вытекают всем хорошо известные «ТУПИКИ» в различных переговорах повсеместно, вне зависимости от социального положения, вероисповедания, пола, возраста субъектов. Важно помочь прежде всего самому себе, а затем оппоненту УЧИТЬСЯ непосредственно в переговорах ПРЕОДОЛЕВАТЬ свою предыдущую версию ОБРАЗА МИРА. Для этого применяются переговорные технологии:

  • Оттолкнуться от текущей версии модели мира оппонента и увеличить объем мира и/или сузить объем мира.
  • Разместить предмет и событие в смысловую «МАТРЕШКУ» большего размера, и/или в концептуальный-образный контейнер меньшего размера
  • «РАЗОРВАТЬ СТРЕЛУ ВРЕМЕНИ» и нарушить виртуальный пространственный – временной континуум, в котором живет всю свою жизнь человек, и/или акцентировать фокус внимания на действие - процессе и/или результате.
Если Вы испытываете стресс, тревогу,  разочарование, душевную боль, потому что на Вас давят люди или обстоятельства, обращайтесь! Помогу Вам! Все подробности на моем сайте https://psychologist.yakimovvlad.ru/
-5
Спасибо за Ваше внимание!

УМНЫЕ КНИГИ по современной поведенческой психологии, теории принятия решений, когнитивным иллюзиям, мотивации, лидерству, саморазвитию, ошибкам в мышлении Вы можете БЕСПЛАТНО скачать с моего сайта здесь: https://yakimovvlad.ru/knigi-psixologiya

Друзья! Ставьте свои лайки, поддержите автора своим позитивом, Вы же это можете, цените труд тех, кто старается передать Вам полезную информацию!

Пишите комментарии, выражайте свое мнение, это действительно важно, не стесняйтесь, не будьте конформистами, заявите о себя миру, пусть Вас услышат другие люди, они хотят знать Вашу точку зрения!

Пожалуйста делитесь в социальных сетях этой статьей, помогите мне распространять знания БЕСПЛАТНО, ведь кому-то это может помочь в жизни справиться со сложной ситуацией! Спасибо, Вам!

С Вами был Якимов Владислав! До встречи! Пока!