Найти тему
Ностальгия по СССР и 90-м

Подвиг Шаварша Карапетяна: как чемпион мира спас 20 пассажиров тонущего троллейбуса

Шаварш Карапетян в молодости
Шаварш Карапетян в молодости

16 сентября 1976 года в вечерний час-пик переполненный людьми троллейбус модели Škoda 9Tr, следовал по маршруту N15 через дамбу Ереванского водохранилища.

В какой-то момент к водителю протиснулся один из пассажиров с наколками на руках и приказным тоном потребовал остановить троллейбус на дамбе. Водитель грубо отказал наглецу, мол троллейбус не такси, и он не собирается следовать чьему-то желанию.

Разозлившийся пассажир ударил водителя по голове, тот потерял сознание. Неуправляемый троллейбус повело вправо, он съехал с дороги вниз по дамбе в водохранилище и стал быстро погружаться в холодную воду. Лишь нескольким пассажирам удалось выбраться через окна. Через несколько минут троллейбус ушёл на дно, из воды остались торчать только концы железных «рогов».

Дамба, с которой упал в воду троолейбус
Дамба, с которой упал в воду троолейбус

В хвосте салона образовался воздушный пузырь, благодаря чему люди могли некоторое время дышать. Это и спасло многим жизнь.

По воле случая в этот день вместе с братом и тренером рядом совершал пробежку многократный чемпион мира по подводному плаванию 23-летний Шаварш Карапетян.

Увидев упавший троллейбус, спортсмен бросился на выручку. Он нырял на 10-метровую глубину глязного и мутного водохранилища, и разбивая стекла, по одному снова и снова доставал пассажиров, таким образом спас 20 человек.

На поверхности брат и тренер Шеварша оказывали первую помощь пострадавшим. Чуть позднее на помощь подоспели сотрудники спасательной станции, гребцы на байдарках и каноэ, врачи скорой помощи. 

На место привезли акваланги для ныряния, но они оказались пустые, без воздуха, поэтому Шаваршу приходилось действовать в одиночку. Больше никто не решался нырять на глубину без акваланги.

Через 45 минут подогнали кран, который вытащил троллейбус на берег. Чтобы зацепить трос, Шаваршу пришлось снова нырять на глубину.

Троллейбус модели Škoda 9Tr
Троллейбус модели Škoda 9Tr

От ныряния в холодную воду у Шаварша началась пневмония, а также заражение крови от многочисленных порезов на теле от разбитых стёкол.

Шаварша срочно отвезли в реанимацию, где врачи больше месяца выхаживали его. Из больницы чемпион вышел с травмами, которые поставили крест на его блестящей спортивной карьере. Из-за пневмонии в легких образовались спайки, от которых было сложно глубоко дышать.

О подвиге Карапетяна нигде не писали, ведь в стране победившего социализма троллейбусы не могли падать в воду. Свидетелям инцидента приказали молчать о случившемся.

Лишь в 1982 году благодаря старания московского журналиста в прессе появилась статья о подвиге спортсмена-героя. После публикации Шаваршу пришло более 30 тысяч с благодарностью и восхищением от советских граждан.

Ереванское водохранилище
Ереванское водохранилище

Только тогда имя своего спасителя узнали и спасенные пассажиры троллейбуса. Многие приходили к нему лично, благодарили.

Что же касается расследования инцидента, то в официальном рапорте следователи указали, что троллейбус потерял управление из-за сердечного приступа у водителя. Было отмечено, что в троллейбусном парке он был на плохом счету: его несколько раз лишали водительских прав, увольняли за прогулы, но потом восстанавливали. Также было отмечено отсутствие металлических ограждений и высокого бордюра на обочине дороги на дамбе, что могло бы удержать троллейбус.

Шаварш Карапетян в наши дни
Шаварш Карапетян в наши дни

После "разбора полётов" был снят с должности директор Ереванского троллейбусного парка, который обслуживал маршрут N15.

Шаварш Карапетян в 1993 году перебрался в Москву в поисках лучшей доли. В столице сейчас у него небольшой бизнес по производству обуви и несколько торговых точек. Кроме того, он является директором подмосковного Красногорского спортивного центра.

Хотите видеть новые статьи?

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии!