Директор Корпоративного университета СИБУР Наталья Ямщикова рассказала, какими качествами сегодня должен обладать лидер для эффективной работы с командой.
Сегодня уровень и сложность задач становятся такими, что в одиночку справиться с ними практически невозможно — нужна команда единомышленников, которые разделяют общие ценности, видят проблемы и готовы работать над их решением.
Чтобы создать такую команду, лидер должен обладать широким кругозором, быть личностно зрелым (не связано с возрастом) и иметь способность создавать причинно-следственные связи там, где они не очевидны. Важно, чтобы руководитель был не просто человеком во главе, а мог анализировать все процессы внутри, осознавать, что объединяет команду, а что вносит — раздрай.
Работа с ролями в команде
1. Обращайте внимание на неудобных людей, которые живут с вами в одной рабочей среде. Неудобные — не значит токсичные, но те, кто являются источником дискомфорта для вас. Они очень ценны. Психологически нам приятнее, когда рядом с нами близкие и похожие на нас люди. Но именно в работе с неудобными людьми случаются конфликты, из которых рождается развитие.
2. Поддерживайте эмоциональный баланс в команде. Когда вы выстраиваете отношения между людьми, помните, что главный принцип в этом деле — создание и поддержание доверия. Если с ним у вас всё в порядке, то, когда случится трудная ситуация, этот баланс поможет легче с ней справиться.
3. Проверяйте, на какой горизонт думает человек. Люди подразделяются на разные страты, принадлежность к которым во многом определяется тем, как далеко способен планировать человек. Здесь важно и то, способен ли человек видеть или создавать неочевидные связи между разными явлениями.
4. Поощряйте кроссфункциональность сотрудников, приобретение экспертизы в широком спектре вопросов
5. Подбирайте язык коммуникации для сотрудников разного уровня. Взаимодействие происходит легче, если говорить простой речью, очищенной от словесного мусора.
6. Помните, что человек — среднее между пятью людьми из своего ближайшего круга. Наша сила не в том, что мы много знаем, а в том, что умеем быстро получить эти знания или найти нужную экспертизу. Важно прислушиваться к обратной связи от тех людей, кто сильно отличается от нас, а не только от общепризнанных авторитетов.
7. Поощряйте развитие реверсивного коучинга. Человек эффективно учится в процессе, когда обучает других.
Справедливость для всех
Одним из ключевых моментов в создании рабочей среды является справедливость. Из чего она выстраивается:
— Люди участвуют в процессах с самого начала — так они гораздо более вовлечены.
— Каждый в команде обладает правом и возможностью участвовать в принятии решений.
— Соблюдается терпимость к «диким» или неудобным мнениям и предложениям.
— Люди чётко понимают причины, лежащие в основе принятых решений.
— Для каждого решения вырабатывается свой нарратив, которого затем придерживается команда.
— Каждый процесс рефлексируется, успешные практики поощряются, а провальные — анализируются.
Необходимые лидеру качества
- Аутентичность. Чем выше поднимаешься по социальной лестнице, тем важнее оставаться собой.
- Визионерский подход. Это о том, насколько человек может и даёт себе возможность мечтать, создавать стратегию, видеть будущее.
- Умение слушать и слышать. Эмпатия, способность отодвинуть своё эго на задний план и понять человека, который рядом с тобой.
- Умение фасилитировать. Сегодня лидеры — не «памятники», а продюсеры, которые могут подобрать команду под конкретную задачу, проект. Многие на новом проекте не могут наладить коммуникацию, зажаты. Лидер помогает команде раскрыться и работать вместе.
- Умение общаться. Жизнь заставляет быть социально открытым. Тут может помочь широкий кругозор как средство для поддержания контактов с совершенно разными людьми по разным темам.
- Способность быть ролевой моделью. Нельзя говорить одно, а делать другое, ожидая, что люди будут долго за вами идти в таких условиях. Если будет какой-то кризис — лидер должен первым броситься на его устранение.
- Навыки коучинга. McKinsey в недавнем отчёте отразили несколько важных для команды моментов, которые сильно влияют на людей в вопросах обучения, даже в условиях урезания затрат на эту строку расходов: 1) Способность хвалить. 2) Время, которое руководитель готов вкладывать в людей. 3) Предоставление людям возможности поруководить в соответствии с их навыками и зрелостью.
- Создание стимулов для нестандартного мышления и способность мыслить так самому.
***
Материал подготовлен по итогам мероприятия «Воскресенье в СКОЛКОВО». О ближайшем мероприятии вы можете узнать здесь.