Найти тему
Analyze This

Почему провалились эксперименты по созданию "Нового человека"?

Оглавление

Должен ли человек быть свободным? И если должен, то кому? Или, быть свободным, - от чего? Как воспитывать детей: в послушании или в свободе? И что от этого ожидать "на выходе"?

Что подразумевает под собой термин «баловать»? Наверное, для каждого это что-то свое. Так же, как и любое другое понятие, даже широко и часто используемое. У кого-то это слово имеет положительную коннотацию, а кто-то считает, что баловать – это однозначно плохо. Сколько людей, столько же личных историй и столько же мнений. Но то, что касается воспитания своего ребенка, для любого неравнодушного и ответственного родителя, безусловно, важно. И ему всегда хочется знать, как все же правильно. Хочется иметь хоть какие-то ориентиры.

Любые крайности, перегибы в той или иной области уже настораживают, заставляют задуматься, потому что последствия их никак не хотят свидетельствовать о правильности методики. Так же и с баловством – одинаково плохо, когда этого слишком много, так же как и слишком мало. Дети, которых пытаются воспитывать сурово, или же не воспитывать вовсе (то есть не препятствовать им в удовлетворении их требований), как бы это ни показалось странным, имеют подобные проблемы.

Приведу примеры. С 1921 по 1925 гг. в Советской России, а в середине ХХ века в США были поставлены схожие эксперименты. В России был организован детский дом-лаборатория, в котором предполагалось изучение поведения детей и формирование «Нового Человека». Особенностью этого учреждения было то, что воспитатели должны были одинаково безоценочно относиться к любым потребностям детей (голод, жажда, усталость, сексуальные) и не мешать им их удовлетворять.

Особняк Рябушинского в начале XX века. С1924 г. здесь располагался Государственный психоаналитический институт. На втором этаже дома находился психоаналитический детский сад, он же детский дом «Международная солидарность», Его посещали сын Сталина Василий, сын Отто Шмидта Владимир, сын Федора Сергеева (партийная кличка «товарищ Артем») Артем и множество детей прочих высокопоставленных родителей. Всего около 25 человек в возрасте от двух до шести лет. На выходные детей забирали домой.
Особняк Рябушинского в начале XX века. С1924 г. здесь располагался Государственный психоаналитический институт. На втором этаже дома находился психоаналитический детский сад, он же детский дом «Международная солидарность», Его посещали сын Сталина Василий, сын Отто Шмидта Владимир, сын Федора Сергеева (партийная кличка «товарищ Артем») Артем и множество детей прочих высокопоставленных родителей. Всего около 25 человек в возрасте от двух до шести лет. На выходные детей забирали домой.

В Америке же в одном из детских садов детям так же позволялось делать все что угодно, их не ограничивали ни в чем. Можно сказать, что оба эксперимента, на которые возлагались большие надежды, провалились. Российский детский дом был закрыт, так как вместо того, чтобы из свободных детей произрастали достойные граждане, происходила их деградация. И в США через несколько лет оказалось, что дети из «споковского садика» чувствуют себя менее счастливыми, почти не играют в групповые игры, хуже находят общий язык с другими людьми. Взрослые идеалисты и ревнители отстаивания свободы детей поняли - отсутствие четких границ лишает их необходимых ориентиров, делает тревожными и агрессивными (нарциссичными и антисоциальными).

Последствия «муштрования» детей не менее катастрофичны. И они, по сути, такие же, - отсутствие человечности в воспитателе, проявлений его слабости и любви чревато тем, что и весь окружающий мир будет восприниматься ребенком, а потом и взрослым как враждебный. Он будет ждать подвоха от всех, ожидать использования себя другими. Именно это мы можем наблюдать на примере Даниэля Пауля Шребера, страдавшего паранойей и предоставившего нам свое жизнеописание в автобиографической книге «Мемуары невропата».

Приспособление Даниэля Готлиба Морица Шребера (отца будущего "невропата") для подбородка для предотвращения неправильного прикуса.Его мечтой было создание лучшего, более совершенного вида людей. В связи с этим сто лет спустя Шребера посчитали предвестником расовой теории национал-социалистов. Д.Шребер придумывал специальные конструкции, которые подобно корсету должны были создавать правильную осанку у детей при ходьбе и сидении. Деревянная конструкция фиксировала голову в прямом положении относительно торса. Свои теории он проверял на собственных детях. Пытаясь создать из них совершенных людей, Шребер заставлял своих детей даже спать с выдуманным им корсетом. В результате экспериментов, из пяти детей Шребера четверо закончили жизнь в психиатрических лечебницах, в том числе Даниэль Пауль.
Приспособление Даниэля Готлиба Морица Шребера (отца будущего "невропата") для подбородка для предотвращения неправильного прикуса.Его мечтой было создание лучшего, более совершенного вида людей. В связи с этим сто лет спустя Шребера посчитали предвестником расовой теории национал-социалистов. Д.Шребер придумывал специальные конструкции, которые подобно корсету должны были создавать правильную осанку у детей при ходьбе и сидении. Деревянная конструкция фиксировала голову в прямом положении относительно торса. Свои теории он проверял на собственных детях. Пытаясь создать из них совершенных людей, Шребер заставлял своих детей даже спать с выдуманным им корсетом. В результате экспериментов, из пяти детей Шребера четверо закончили жизнь в психиатрических лечебницах, в том числе Даниэль Пауль.

А как быть с подарками? Дарить их много, выполнять все капризы или дарить много любви и внимания? Можно ли дарить дорогие подарки? Можно и нужно ли дарить подарки за что-то (чистую посуду, пятерку и т. д.)? Нужно ли при этом что-то объяснять ребенку (например, «дарим тебе игровую приставку за то, что ты хорошо закончил четверть»)? Нужно ли дарить дорогие подарки, чтобы ребенок был «как все» (например, он учится в гимназии, где у всех уже есть последний айфон)? Итак, вопросов много. Как не ошибиться? Как, с одной стороны, не обидеть ребенка, а с другой – не вырастить из него потребителя?

Может быть, стоит начать размышлять обо всем этом с того, что само слово «подарок» имеет корень «дар». То есть, это что-то, что мы отдаем другому человеку, не требуя от него материальной компенсации. Конечно же, это в идеале. Но, как правило, дарящий помимо проявления таким образом своего расположения может ожидать от другого чего-то ответного, либо сам, делая это, выражает свою благодарность за что-то. То есть подарок все же символизирует собой некий обмен. Обмен между людьми – это хорошо. Это значит, что человек нуждается в другом, нуждается в контакте с другим, способен к отношениям. С этой точки зрения подарок «за что-то» выполняет положительную функцию, такой обмен является моделью отношений, существующих в обществе, ребенок понимает, что невозможно получить все желаемое даром (просто вообразить это, например, и желание осуществится, украсть или отобрать…). Также он усваивает принцип реальности: за удовольствие нужно заплатить.

Да и вообще, нехватка чего-то – это не катастрофа. Нехватка рождает желание. Желания нет там, где есть все: вещи или «идеальная и безусловная любовь». Избыток любви (а точнее, наслаждения ребенком матери) убивает желание последнего или даже не дает ему появиться. Когда все потребности удовлетворены – нечего желать. Полная удовлетворенность – это смерть: нет никакого стимула куда-то идти, чего-то искать, чего-то добиваться. Ведь то, что заставляет нас подниматься с постели каждое утро – это наше желание. Родители, передавшие своему ребенку желание жить, подарили ему самый главный и самый дорогой подарок.

Но вернемся к «нашим айфонам». Так нужно ли стараться чтобы ребенок был «как все», имел то же, что и его одноклассники? Решать вам. Вы действительно хотите, чтобы он был как все? Вам нисколько не претит эта формулировка? А может, вам проще откупиться от него дорогим гаджетом, чем способствовать развитию его субъективности? Или вы используете своего ребенка как витрину своих достижений? Айфон, как и любая другая вещь, не плох сам по себе. Плохим или хорошим может быть то, какой смысл придается обладанию этой вещью. А быть как все… Что может быть скучнее?

Анастасия Гареева

Читайте также:

Что происходит с семьей в современном обществе, и как будет выживать Поколение Альфа

Как ребенок из гомункулуса становится человеком: мозг vs душа

Как сочинить и воплотить историю своей счастливой жизни

Подписывайтесь на канал Analyze This, чтобы не пропустить самое интересное!

Если статья Вам понравилась, делитесь ею с друзьями в соцсетях!