Найти тему
Александр Матусевич

Только барокко

Франческа Аспромонте и оркестр Pratum Integrum. Фото – Елена Ординарцева
Франческа Аспромонте и оркестр Pratum Integrum. Фото – Елена Ординарцева

Весенняя афиша московских концертов классической музыки завершалась любопытным событием, которое столичный меломан вряд ли мог пропустить.

Знаменитый коллектив «Пратум интегрум», единственный у нас, исполняющий музыку эпохи барокко в полностью аутентичном варианте, обещал встречу с молодой итальянской звездой Франческой Аспромонте.

Имя – совершенно неизвестное в России, но авторитет оркестра столь велик, а реклама события была столь грамотна, что вместительный Большой зал консерватории вечером 29 мая 2019 был по-настоящему переполнен.

Куда более именитые вокалисты порой не пользуются у нас таким спросом, как то внимание, какое было выказано новой исполнительнице.

Сопрано Франческа Аспромонте – выпускница знаменитых альма-матер: зальцбургского Моцартеума и римской академии Санта-Чечилия, ученица великой итальянской примадонны Ренаты Скотто. Ее карьера началась в 2013 году с партий в опере первого классика барочной оперы Клаудио Монтеверди, а богатую музыкальную традицию той эпохи певица избрала в качестве своей специализации.

С тех пор она исполнила уже немало ролей в операх Монтеверди, Росси, Кавалли, Вивальди, Генделя, Хассе с такими признанными дирижерами-аутентистами как Леонардо Аларкон, Рафаэль Пишон, Диего Фазолис и др.

Свой российский дебют Аспромонте также ожидаемо посвятила музыке барокко, причем ее вершинному автору – Георгу Фридриху Генделю: хотя в концерте прозвучали произведения и других авторов (Вивальди и Альбикастро), но вокальные его страницы были полностью отданы Генделю – были исполнены арии из опер «Альцина», «Ринальдо», «Ксеркс», кантаты «Покинутая Армида».

Яркая южная внешность, очарование молодости и свежесть тембра – вот основные козыри новой исполнительницы. Ее голос – приятного тембра, не слишком сильный, но вполне полетный, звучный, ему подвластны динамические нюансы и экспрессия, допустимая барочной стилистикой. В то же время игра тембрами пока лишь намечена, и то не во всех произведениях, а искусство колоратуры, важнейшее для барочного исполнителя, не достигло уровня филигранной отделки.

Широкая палитра генделевских образов, какую попыталась представить в Москве новая примадонна, включала как бравурные, так и ламентозные арии, как малоизвестные, так и сверх популярные (например, арию Морганы “Tornami a vagheggiar” или знаменитый плач Альмирены “Lascia ch’io pianga”), как разнообразные женские ипостаси, так и брючные роли. Безусловно, все они прозвучали красиво – ласкающий тембр и молодой, сочный звук приносили очевидную радость меломанскому уху и не разочаровывали.

Но при этом было также очевидно, что освоение глубин образов – дело будущего, поскольку при всей внешней красоте, они оказались какими-то одинаковыми, приятными, но не захватывающими.

Наиболее интересной оказалась исполнена ария Армиды из «Ринальдо» “Vo far guerra”, но главным образом не столько вокально, сколько из-за развернутой партии клавесина, которую феерично сыграла профессор Московской консерватории, известная клавесинистка Ольга Мартынова: тончайшие кружева, которые «плела» последняя, создавали незабываемую атмосферу эмоционального строя инфернального существа – волшебницы, ревнующей и оскорбленной, угрожающей и готовой к мщению.

Оркестр Павла Сербина противопоставил генделевской вокальной линии Аспромонте инструментализм другого титана барокко – Антонио Вивальди. Прозвучали его трехчастные концерты соль-минор и до-мажор, оттенявшие оперный мир Генделя и показавшие совсем другие краски эпохи барокко.

Но и про Генделя «Пратум интегрум» не забыл: был исполнен его Кончерто гроссо ля-минор в четырех частях, явственно доказывающий не только вокальный талант великого английского немца, но и его бесподобное владение оркестровыми средствами выразительности.

Эксклюзивом вечера оказался четырехчастный концерт ре-минор малоизвестного у нас автора – нидерландского композитора Джованни Энрико Альбикастро, порадовавший изысканностью и неклишированностью музыкального мышления.

4 июня 2019 г., "Новости классической музыки"