Найти в Дзене
Башкирское барокко удивляет
В Уфе взялись за «Геракла» Генделя и справились со всеми сложностями барочного театра До недавнего времени Гендель не был популярным композитором в России. В эпоху, когда он творил, музыкальная культура нашей страны переживала пору младенчества, а когда к концу XVIII века она окрепла и в Петербурге и Москве стали работать мэтры западноевропейской музыки и гастролировать иноземные исполнители, Гендель был уже подзабыт даже в Европе. Русский романтизм, развернувшийся во всю ширь в XIX веке, оказался еще менее благосклонен к Генделю – впрочем, аналогичная ситуация наблюдалась и в остальном мире...
3 дня назад
Под сенью оперных кущ
В Армянском театре оперы и балета имени Александра Спендиарова состоялась премьера необычного оперного пастиччо под названием «Лабиринт». Современный театр, в том числе и оперный, стремится к расширению круга своих выразительных возможностей, к освоению идейных направлений, изначально не характерных для театральной практики: в этом сегодня проявляется стремление живого театрального пространства к саморазвитию, к поиску новых путей коммуникации со зрителем. В оперном театре этот процесс также весьма...
5 дней назад
Диссоциация как оперная идея
Белорусский Большой театр привез на фестиваль «Видеть музыку» свою свежую премьеру – решенную в актуализированной эстетике «Орлеанскую деву»: ее показали на Новой сцене московского Большого. Этот визит, пожалуй, кульминация всей программы юбилейного Х фестиваля – и по причине неизбалованности российской публики зарубежными гастролерами в современных условиях (в особенности, гастролями целых театров), и по причине высокого реноме гостя – единственный оперный театр братской дружественной страны известен своими великолепными достижениями за почти столетнюю свою историю...
1 неделю назад
Александр Самоилэ: «Идеальный спектакль живет внутри тебя»
Выдающийся молдавский дирижер, народный артист и лауреат госпремии Молдавии, ныне дирижер московской «Новой оперы» Александр Григорьевич Самоилэ празднует бриллиантовый юбилей. С виновником торжества побеседовала «Литературная газета». — К вашему знаменательному юбилею «Новая опера» подошла основательно: премьера «Набукко» и торжественный гала-концерт 7 ноября. Что на нем нас ожидает? — Программа концерта составлена символически — также, как и в нашей постановке «Набукко», тут будут своего рода знаки...
1 неделю назад
Свердловский "Цирюльник"
Самая популярная опера Джоаккино Россини никогда надолго не выпадала из репертуара главного оперного театра Урала — она игралась уже в его первый сезон 1912-13 годов, шла все советские и постсоветские годы в разных постановках. Новое обращение сделала режиссер театра Надежда Столбова — спектакль стал первой премьерой 114-го сезона «Урал Оперы». «Севильский» - абсолютный шедевр и всегда беспроигрышный вариант: несмотря на тривиальность названия на него всегда придет публика. Возможно, именно по причине...
1 неделю назад
«Салтан» как апофеоз света
Петербургский театр «Зазеркалье» представил в Москве «Сказку о царе Салтане», открыв октябрьскую афишу X фестиваля «Видеть музыку» Богатой на дорогостоящие гастрольные спектакли фестивальная афиша стала благодаря поддержке главного проекта Ассоциации музыкальных театров России со стороны Минкультуры и Президентского фонда культурных инициатив. В нынешнем году «Видеть музыку» – это семь опер из российских регионов и Белоруссии плюс знаковые постановки столичных оперных театров. Не всякому фестивалю такое под силу: «Золотая маска», например, подобными масштабами похвастаться уже не может...
1 неделю назад
Оперное путешествие по бывшей родине
В 2023 году в московском издательстве "КнигИздат" вышло уникальное исследование - "Постсоветский оперный дневник" музыкального критика Александра Матусевича. Сборник статей посвящен оперному искусству постсоветских стран: автор в течение двух первых десятилетий нынешнего века наблюдал развитие жанра оперы в странах бывшего СССР. В своих заметках он размышляет и анализирует достижения и проблемы, с которыми сталкивается оперное искусство в этих странах. Охват повествования географически практически...
2 недели назад
Дебют «Тоски»
В Краснодарском музыкальном театре впервые поставили самую популярную оперу Джакомо Пуччини Казалось бы, нет в мире такого оперного театра, где бы не шла «Тоска» - пройти мимо этого шедевра мало кому удавалось, популярность его поистине безгранична. Оказывается, что есть такой: в Краснодаре эта великая партитура не игралась никогда. Объяснение очень простое – Краснодарский музыкальный театр весьма молод (до 1997 года он был театром оперетты) и оперы стал ставить меньше тридцати лет назад. И то очень...
2 недели назад
Виктор Cыч: «Музыка – дело моей жизни»
Исполнитель на маримбе и вибрафоне, преподаватель Академии имени Гнесиных и концертмейстер группы ударных в оркестре «Новой оперы» Виктор Сыч пропагандирует современную российскую музыку, в том числе как участник проходящего в эти дни 45-го фестиваля «Московская осень» – Виктор Михайлович, вы выводите ударные в разряд солирующих инструментов. Это сложный путь? – Вопрос совершенно законный. Существует много потрясающе красивой музыки для рояля, скрипки, виолончели, духовых, органа, также для оркестра...
2 недели назад
Условно костюмированный концерт
Первой премьерой нового сезона в «Новой опере» стал «Набукко»: его дали в семи-стейдж версии, определенно смахивающей на полноценный спектакль. Последней полноценной оперной премьерой в Театре Евгения Колобова была раритетная «Ванесса» Сэмюэла Барбера в январе: с тех пор коллектив новыми работами не радовал – обещанная «Волшебная флейта» в завершении прошлого сезона дана была только концертно. И вновь было объявлено, что первой оперной акцией станет концертная версия третьей оперы Верди, а законченного спектакля – «Царской невесты» – надо будет подождать до очередного Крещенского фестиваля...
100 читали · 2 недели назад
Чувашский «Напиток» опьянил изяществом
В Чебоксарах с блеском справились с комедийным бельканто Доницетти «Любовный напиток» Гаэтано Доницетти – одна из самых популярных в мире классических опер. К ней обращаются охотно: незамысловатый сюжет, зашкаливающий позитив, доступный музыкальный язык и относительно несложные вокальные партии провоцируют театры на включение двухактной комедии в свой репертуар. Однако легкость «Напитка» коварна: соблюсти в ней стиль не менее важно, чем в прочих операх бельканто. А не пережать с комедийностью, шутками...
3 недели назад
Концертный оммаж Стравинскому
Маэстро Гергиев завершил сентябрьский променад приношений великим русским композиторам Юбилейный сезон Большого (в марте театру исполнится 250) начался обширными концертными программами: Валерий Гергиев посвятил всю сентябрьскую афишу чествованию в филармоническом формате великих классиков – Чайковского, Глинки, Римского-Корсакова, Мусоргского. Финальной точкой стало мощное приношение Игорю Стравинскому: в концертной версии были исполнены его «Свадебка», «Жар-птица» и «Царь Эдип». К композитору в...
3 недели назад