Найти в Дзене
Римский-Корсаков: новая книга о творчестве великого композитора!
В 2024 году исполнилось 180 лет со дня рождения величайшего композитора, признанного классика русской академической музыки Николая Андреевича Римского-Корсакова. Книга музыкального критика, искусствоведа Александра Матусевича призвана проследить интерпретационные подходы к сочинениям композитора в наши дни – в первой четверти XXI века. На большом количестве примеров, которые автор наблюдал вживую и анализировал в виде рецензий для различных изданий, он стремится показать разнообразие этих подходов...
2 дня назад
Триумфальная д’Арк
После миланской мировой премьеры 1845 года новинку оперативно показали в Петербурге с первыми тогдашними звездами, включая Эрминию Фреццолини — ​примадонну «Ла Скала». Однако русскими театрами опера так и не была взята на вооружение. Ее очень быстро затмили вердиевские шедевры следующего десятилетия — ​«Риголетто», «Трубадур», «Травиата», — ​и с тех пор в нашем Отечестве о ней почти не вспоминали. Хотя в последние годы появилось несколько концертных исполнений (капеллой Валерия Полянского, «Новой оперой»), произведение остается неизвестным...
2 дня назад
Что же, князь ты мой, не весел
Творчество советского композитора Мечислава Вайнберга в последние годы набирает обороты популярности и в России, и за рубежом. В новом тысячелетии его музыка все чаще звучит на смотрах в Англии, Австрии, Германии и, конечно, в Польше, где автор появился на свет. В России только на следующий сезон запланированы две постановки в крупнейших театрах страны — Большом и Екатеринбургском оперном. Но, как всегда, опередила Мариинка, предложившая уже по завершении текущего сезона премьеру «Идиота». Полная...
4 дня назад
Спелись по призванию
К 25-летию Хора Новоспасского монастыря «И славит Бога песнь моя» В.А. Жуковский (1783 — 1852) Рождаются ли люди талантливыми или становятся ими? Вопрос сам по себе не нов, и, кажется, давно уже решён. По замечанию Чайковского, «талант — это десять процентов дара и девяносто – труда». Но, правда, не всё так однозначно, особенно когда речь заходит о церковном пении. Игумен Митрофан (Смирнов) работал простым водителем, а затем принял постриг в московском Свято-Даниловом монастыре, где в конце 80-х годов прошедшего столетия руководил одним из мужских хоров...
1 неделю назад
Верди полусвета
В мультикультурном формате смотра переплетаются опера, балет, современный танец, хоровые, вокальные и инструментальные концерты, выставки, мастер-классы, лекции, логично связанные с именем-брендом. Сергей Павлович успел внести вклад в развитие разных видов искусства. Правда, слезливая, слащавая история «дамы с камелиями», особенно в ее музыкальном варианте, никогда не привлекала внимания легендарного «крестоносца красоты»: он вдохновлялся иными темами и интригами. Да и вообще итальянская романтическая опера была вне интересов Дягилева — ​и как эстета, и как профессионала...
1 неделю назад
Стиль, красота и волшебная приправа
На Новой сцене Мариинского театра прошла премьера «Нормы»: спектакль двух Сергеев Новиковых (режиссера и сценографа) имеет более пяти исполнительских составов, что невероятно для оперы бельканто, – им открылся 33-й фестиваль «Звезды белых ночей». «Норма» – эталон, можно сказать, икона стиля бельканто. Сам он – не мейнстрим в репертуаре Мариинского театра, хотя оперы этого стиля дозированно присутствуют – по чуть-чуть из портфолио каждого из трех величайших композиторов эпохи: Россини, Доницетти и Беллини...
148 читали · 1 неделю назад
Совсем распаяцались
Театр в третий раз обратился к классике музыкального веризма. На заре туманной юности «Паяцев» ставил худрук Дмитрий Бертман, позже — тогда только начинавший Константин Балакин (ныне работающий в Астрахани). Теперь их воплотил победитель конкурса режиссеров «Нано-опера» Дмитрий Белянушкин, в последние сезоны с успехом проявивший себя на столичных и провинциальных площадках. Для весьма популярного произведения он попытался предложить оригинальное решение, но, похоже, не смог довести задуманное до логического завершения...
1 неделю назад
Спектакль-трансформер
«Сорочинская ярмарка» в «расширенном формате» пополнила репертуар Новой сцены Большого театра России: спектакль Бориса Покровского отредактировала и дополнила Ксения Шостакович Этот спектакль внезапно появился в афише в первой половине сезона – Валерий Гергиев срочно объявил фестиваль к юбилею Мусоргского, вследствие чего в Большом к ряду показали все оперы композитора: старого баратовского «Бориса», его же «Хованщину» из Мариинки, в декорациях из подбора Сергей Новиков спешно поставил «Саламбо», а «Сорочинскую ярмарку» Бориса Покровского отправили с Камерной сцены обживать Новую...
2 недели назад
Немариинский «Тангейзер»
Москва приросла своим «Тангейзером», хотя и проектного характера: пальму первенства в построении отечественной вагнерианы столичные театры и концертные залы периодически оспаривают у главного театра Северной столицы. Самый новый столичный концертный зал «Зарядье» уже не в первый раз используется как театральная площадка. И Мариинка тут играла свои спектакли, и собственные проекты «Зарядье» организовывало. Современный зал-трансформер действительно очень удобен для театральных проектов – конечно, это...
2 недели назад
МЦЕНСКИЙ УЕЗД – ТЕПЕРЬ И В САМАРЕ
Самарский театр оперы и балета отмечает 85-летие. К юбилею подготовили серьезную премьеру – «Леди Макбет Мценского уезда» в оригинальной редакции. Выбор неслучайный – Шостакович жил в Куйбышеве в эвакуации, там состоялась премьера Седьмой симфонии. 110-летие со дня рождения композитора, отмечаемое в этом году, – дополнительный повод отдать дань уважения. Не будем забывать и строки Н. Лескова о том, что его очерк дает один из «исключительно … типических женских характеров нашей (окской и частию волжской) местности»...
2 недели назад
Буффонада и фьюжн
В Камерном музыкальном театре «Санктъ-Петербургъ Опера» вновь заключили «Тайный брак» Доменико Чимароза считается классиком итальянской оперы XVIII века, в чьем творчестве она, в особенности комическая опера, достигла своего апогея. На счету композитора 80 опер, но в активном репертуаре осталась только одна – «Тайный брак», да и его ставят нечасто. Впрочем, в нынешнем столетии в России он появлялся в трех московских театрах (МАМТ, Театр Покровского и Театр Сац) и в петербургском «Зазеркалье», что...
2 недели назад
ДОН ЖУАНА ОПРАВДАЛИ В САРАТОВЕ
Собиновский фестиваль прошел в 29-й раз и был посвящен музыке Вены. Художественный руководитель и главный дирижер Саратовского театра оперы и балета Юрий Кочнев задумал проследить «Венскую традицию» – такова была тема фестиваля – во всем ее многообразии и хронологически весьма обширно. Две фестивальные недели объединили симфонические полотна Бетховена, Брукнера и Малера с опереттами Штрауса, Легара и Кальмана. В австрийской столице творило немало великих, поэтому набрать «венскую программу» нетрудно и не на один фестиваль...
2 недели назад