Дух места (Genius loci)
Основным популяризатором этого понятия, пришедшего к нам из Древнего Рима и Греции, стал норвежский архитектор и теоретик архитектуры КристианНорберг-Шульц. Он популяризировал и развивал концепцию Духа места (Genius Loci) и ставил перед собой цель исследовать психологические аспекты архитектуры. Для этого он обратился к типично герметической идее греко-римской культуры, genius loci, или «духу места».
Genius loci – это неосязаемая «духовная» характеристика, или качество, которое пропитывает и одушевляет то или иное место, обусловливая его уникальность и определяя его положение во всеобщем порядке вещей.
Древний человек, подчеркивает Норберг-Шульц, знал, насколько важно приспособиться к духу того места, в котором проходит его жизнь. Для древнего человека «окружающая среда была полна смысла».
«В последние десятилетия окружающая среда стала не только объектом загрязнения и наступления городов, но также лишилась качеств, которые вызывают у человека чувство принадлежности и единства с ней. Результатом стало распространение ощущения «бессмысленности» жизни и чувства «отчужденности».
По мнению Норберг-Шульца , «отчужденность» обусловлена «в первую очередь утратой человеком ощущения единства с природой и рукотворными предметами, которые составляют его окружение» . Она усиливается большинством современных зданий, которые существуют как бы в «пустоте», «не привязаны к местности и не соответствуют облику всего города».
«Восприятие ландшафтов, исторических мест или общественных городских сооружений, которые вносят свой вклад в самоидентификацию человека… имеет огромное значение для проектировщика… Опасность увлечения грандиозным архитектурным проектом заключается в возможности забыть об истории данного места и мириадах событий, которые происходили с его обитателями».
The Fish Chapel St.Henry’s Ecumenical Art Chapel by Matti Sanaksenaho.
Задача архитектора – конкретизировать этот genius loci. По мнению исследователя, это достигается «при помощи зданий, которые вбирают в себя качества данного места и приближают их к человеку». Поэтому основная задача архитектуры – понять «предназначение» места. Таким образом мы защищаем землю и сами становимся частью всеобъемлющего целого.
Идея понимания предназначения и истории места привела, например, к появлению скандинавского регионализма.