После десятилетнего падения потребления пива в России продажи пенистого напитка снова пошли в рост. Беднеющие с каждым годом россияне переходят на более дешевый алкоголь, поэтому среди населения растет потребление пива, говорят эксперты.
В первом квартале 2019 года спрос на пиво в России показал рост: в конце 2018 года доля пенного напитка составила 55,4% всего проданного в стране алкоголя, а в апреле выросла до 64,2%, говорится в исследовании российского сервиса по поиску и выбору товаров в интернете Rate&Goods.
В январе-марте в России было продано 13,25 млн гектолитров пива — на 6,4% больше, чем за тот же период 2018 года, подсчитал Росстат. Причем выросли продажи не только отечественного, но и импортного напитка: в первом квартале РФ закупила за рубежом 15,5 млн гектолитров хмельного — на 2,8% больше, чем годом ранее.
Растет не у всех
Часть производителей пива подтверждают тенденцию. Например, нидерландская Heineken отмечает, что в 2018 году продала в России на 10% больше пенного, чем в 2017-м. В первом квартале 2019-го продажи прибавили еще 10% по сравнению с тем же периодом 2018 года. AB InBev Efes тоже констатирует рост продаж в первом квартале, но не уточняет показатели. А вот датская Carlsberg Group в 2019 году снизила сбыт в России на 4%.
Продажи остального алкоголя тоже выросли (кроме шампанского), но куда менее существенно (см. «Продажи основных алкогольных напитков в России»).
«На фоне общего роста цен россияне стали экономить на алкоголе. Дорогие напитки — виски, коньяк — покупают все меньше, а вместо вина отдают предпочтение более демократичному пиву. В этом году мы даже не наблюдали роста продаж шампанского на 8 Марта, хотя, как правило, в Международный женский день его покупают достаточно активно, это второй после Нового года потребительский пик», — отметил генеральный директор сервиса Роман Майстер.
Продажи основных алкогольных напитков в России
Источник: Росстат.
Для проведения исследования эксперты сервиса проанализировали 700 тысяч чеков пользователей из Москвы, Петербурга, Краснодара, Ростова-на-Дону, Казани, Уфы, Челябинска и Новосибирска.
Законы против пива
Пик продаж пива (за 20-летнюю историю наблюдений Росстата) был в 2007 году, когда на человека приходилось 80,9 литра в год, отмечает генеральный директор НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский. Потом постепенно продажи снижались, а резкое падение началось в 2013-м, после повышения акцизов и введения нескольких законодательных новшеств в отношении алкогольного рынка.
Например, в 2012 году пиво официально признали алкогольным напитком, в итоге для пива стали действовать все ограничения, установленные в отношении водки, коньяка, вин и шампанского. Прежде всего — запрет продажи пенного напитка в ларьках и киосках, запрет ночной торговли пивом — они вступили в силу с 1 января 2013-го.
На небольшие магазинчики и нестационарные торговые точки приходилось 40% продаж пива. Многие из них жили в основном за счет торговли этим напитком.
После введения запрета Anheuser-Busch InBev NV сократила продажи в России в натуральном выражении на 13,6% (по итогам 2013 года), у Carlsberg Group сбыт сократился на 7%, нидерландская Heineken потеряла 10-13%. В целом продажи пива в России в 2013 году сократились на 7,7%, до 83,4 гектолитров, подсчитали в компании «Балтика» (входит Carlsberg Group). Падение продолжалось и в следующие годы: в 2018-м, по данным Росстата, в России было продано 64,53 млн гектолитров пива (всего пива и пивных напитков — 72,22 млн гектолитров), что на 2,2% (0,22%) меньше, чем в 2017-м.
Есть куда расти
Теперь на одного россиянина приходится около 53 литров пива в год. «Потребление пива выросло по сравнению с прошлым годом, но ему еще расти и расти до тех высот, которые были около 10 лет назад», — отмечает Максим Черниговский.
Рост спроса на пиво он связывает с падением реальных доходов россиян — вот они и переходят на более дешевые напитки. К тому же пивовары почти не повышают цены на свою продукцию, в отличие от производителей крепкого алкоголя.
Пенный напиток стали покупать лучше, но резкого всплеска спроса нет, констатирует основатель «Василеостровской пивоварни» Николай Митчин. Его компания увеличила число торговых точек, где продается пиво — в итоге выросли продажи. Но в будущее он смотрит без особого оптимизма: если власти будут и дальше ужесточать регулирование рынка, то продажи снова пойдут вниз. «Если наше любимое правительство перестанет закручивать нам гайки, то останемся на том же уровне, который сейчас есть», — добавляет он.
С ним согласен Максим Черниговский: «Мы не ожидаем, каких либо серьезных изменений на алкогольном рынке. В целом по 2019 году продажи пива могут незначительно вырасти на 2%».
Тенденция к экономии отразится и на всем рынке алкоголя, добавляет Майстер. «Мы уже несколько месяцев наблюдаем устойчивую тенденцию роста цен, в том числе на товары первой необходимости, и, похоже, алкоголь — это то, на чем люди вынуждены экономить. Самый уязвимый сегмент — элитные напитки, такие как коньяк, виски и так далее. Они, скорее всего, будут терять популярность», — считает он.
Будьте в курсе главных новостей петербургского бизнеса — подписывайтесь на наш канал в Telegram