Недавно прочел интересную мысль о возможности нового бизнеса, если предыдущий выгорает. Так вот, я также последнее время пытаюсь донести до своих знакомых предпринимателей, в основном в мебельном бизнесе, о том, что они будут делать, если их бизнес начнет чахнуть или резко изменятся условия для его ведения, и он становится убыточным.
В разговорах с хозяевами бизнеса у большинства присутствует пассивный оптимизм, то есть человек верит в хорошее будущее, но ничего не предпринимает к осуществлению этого, типа сейчас трудно, но будет же лучше, не задумываясь конкретно, а будет ли ему в этом "хорошем" место.
Классический бизнес основан на стратегическом планировании, на постоянном анализе ситуации и прогнозировании. Так вот, дорогие предприниматели малого бизнеса, ответьте для себя не эти вопросы. Если вы не имете хотя бы на одно направление ответа, то вы практически и ваш бизнес обречен в ближайшей перспективе. Правильный бизнес всегда имеет "ПЛАН Б" и даже "План В". Что это означает на практике. При стратегическом планировании, компания имеет точки роста и имеет вектор развития. Анализ ситуации на рынке позволяет вовремя корректировать этот вектор, и делать прогноз, на ближайшее время. В отдаленной перспективе в свете стратегического направления. И если анализ показывает изменение ситуации на рынке, а прогноз дает отрицательный результат, то у компании есть еще время разработать план "Б". Ибо бизнес еще имеет инерционную составляющую. Приведу пример на своем опыте.
Кризис 2008 года. Начиная с 2006 года, все больше становится ясным разрыв между возможностями мебельщиков в сегменте индивидуальных заказов и потребностями заказчиков. разрыв вызван понижение квалификации работников и менеджеров и информированностью потребителя. т.е. потребитель стал прагматичнее и более определен в своих потребностях. К 2007 году это уже стало сильно отражаться на бизнес процессах на фирме. Кадры стали решать многое в бизнесе. этот период я на зываю "Диктатура пролетариата", когда бизнес стал сильно зависеть от состояния работника цеха. И всякий срыв, ведет к срыву всей цепочки. И в начале 2008 года уже был разработан План "Б", который заключался в том, чтобы продать оборудование по производству мебели, тем самым ликвидировать самое слабое звено в структуре фирмы, заморозить активность фирмы. Уйти в ИП и в посредничество для мебельщиков. Стали принимать заказы на поставку мебельных фасадов, а для населения готовой мебели. И уже к концу лета, оборудование уже все было продано, аренда цеха ликвидирована, а на эти деньги был открыт новый офис по приемке заказов на мебельный фасады и готовую мебель.
На дворе стал 2009 год и бизнес кое-как двигался по инерции, но нам хватало, мы снизили издержки в отличии от других. В 2010 году кризис окончательно загубил спрос на мебель, естественно и на спрос на мебельные фасады и готовую мебель. И его можно было спрогнозировать, что и было сделано. ИП заморожено, и мы ушли в наемные работники в мебельные структуры, ибо опыт работы с клиентами был огромный, что обеспечило нормальную зарплату при убыточном бизнесе хозяина, который в итоге закрылся через год, Потом были другие фирмы по рознице, где опять повторялась та же история. Т.е. наш опыт позволял нам существовать, а вот в целом бизнес нет. А попытки оказать помощь советом, наталкивалось на стену эгоизма.
Кризис 2014 года вновь показал, что в сейфе всегда должен быть План "Б". Даже сейчас бизнес должен ещё тщательнее думать о планах на 2-3 года вперед. Так вот сейчас, я пытаюсь работать с теме мебельными компаниями, которые видят свое будущее на мебельном рынке в ближайшее 5 лет. И с ними можно говорить о ситуации на рынке и готовить План "Б". И если они его будут иметь, то всегда бизнес может быть сохранен в новом формате. Что и есть главное для хозяина бизнеса.
Хотите сохранить бизнес или свой доход, анализируйте ситуацию на рынке, учитывайте как внутренние, так внешние факторы. Если у вас есть план "Б". вносите в него коррективы в ходе развития основного бизнеса. Имейте план "Б" на план "б".
А так всем успехов и удачи.