Железнодорожная техника - это не только локомотивы и вагоны, но и множество других "железных" машин.
Самые простые называются Ручные дрезины. Они приводятся в движение мускульной силой человека.
На таких машинках путевые рабочие перемещаются по путям осматривая и ремонтируя их. А если едет поезд, то они могут вручную снять дрезину с путей и пропустить состав.
Некоторые варианты оснащали моторами, как этот. Ехать быстрее и не так устаёшь.
Если ремонт был сложный, то использовали грузовые Автодрезины.
Автодрезинами их называют не просто так, а потому, что внутри них использованы детали грузовиков (моторы, коробки скоростей, приборы).
Например в этом мотовозе стоит двигатель ЗИС-120 с пятискоростной коробкой.
Ещё из ремонтных машин можно отметить Шпалоподбивочные.
Они нужны для уплотнения балласта под шпалами при ремонте пути.
Серый механизм опускается вниз, проникает в щебень вокруг шпалы и начинает очень сильно вибрировать. Щебень уплотняется - шпала стоит на месте прочнее.
Более сложные задачи по ремонту пути делают Выправочно-подбивочно-рихтовочные машины (по простому - ВПР). Например, вот эта называется ВПР-1200.
Такие машины могут привести сильно повреждённые природой или аварией пути в пригодное для эксплуатации состояние.
Есть специальные дрезины для ремонта контактной электросети.
У них сверху специальный подъёмник на больших изоляторах, чтобы обезопасить ремонтников от поражения электротоком. Напряжение в контактном проводе несколько киловольт.
Когда приходит зима - пути надо чистить от снега. Сейчас это делается большими, красивыми машинами размером с большой тепловоз, а раньше снег чистили вот такие малыши.
Обратите внимание на чёрные крылышки по бокам ножа-отвала - они раскладываются в сторону, чтобы отгребать больше снега по ширине.
Если надо что-то поднять, то можно использовать автокран. Но если оно очень тяжёлое или находится рядом с рельсами в неудобном для машин месте, то поможет специальный железнодорожный кран.
Сейчас краны дизельные, а раньше были паровые.
Например, вот этот "Январец №8".
Или похожий кран МК6-1940. Построен был в 1950 году, как паровой кран ПК6. В 1977 паровую машину сняли и поставили двигатель внутреннего сгорания.
Но самые интересные железнодорожные машины получаются из военной техники.
Берём списанный танк Т-54, ставим на него расширенную кабину от ЗиЛ-164 и кузов - получаем АТ-Т - Артиллерийский тягач тяжёлый.
Немного эксплуатируем его в Армии, списываем уже его и отдаём в народное хозяйство.
То есть железнодорожникам.
Для восстановительного поезда такая техника самое то.
Ещё более эпичный тип, который использовался для разгребания завалов в местах крушений или прокладки к ним новых дорог в густом лесу - БТТ-1.
Это разоружённая самоходка ИСУ-152 с бортовым кузовом и ножом-отвалом в задней части.
Кстати, на наших железных дорогах их использовались десятки.
У железнодорожников есть множество любопытной техники.
Но для одного рассказа, мне кажется, вполне достаточно.
Скоро будут ещё :)