Любому человеку, работающему по найму, приходится иметь дело с «руководством». Руководители встречаются разные – харизматичные лидеры и скучные бюрократы, крикливые начальники и опытные наставники. Любой из них, как это ни странно, живой человек и обладает своими плюсами и минусами, профессиональными навыками и личными комплексами, нравится или раздражает.
Увы, но ужасный кошмар любого наемного сотрудника – это некомпетентный руководитель, который своими действиями не только мешает работать, но и создает атмосферу трудовой деморализации – зачем стараться, если он все равно не оценит? Мы решили выделить 5 признаков некомпетентного руководителя и подумать, что с этим делать.
1. Не может принять решение. Ответственность за принятие решений и способность к срочному выбору в критических ситуациях – основополагающее качество руководителя. Грамотный руководитель не боится принимать решения, берет на себя ответственность. Некомпетентный же перекладывает груз ситуации на сотрудников, а часто – еще и обвиняет их в этом.
2. Поддается эмоциям. Сюда же оскорбления и крикливость. Мудрый руководитель не впадает в истерики и депрессии, у него нет на это времени, эмоциональные всплески мешают рабочему процессу и деморализуют персонал. А уж про оскорбления сотрудников и говорить нечего – обиженный сотрудник никогда не восстановит чувство уважения, подобные действия демотивируют коллектив, сбивают с рабочего ритма. От такого руководителя лучше бежать – в другой отдел, в другой департамент, в другую команду. Если требуется – в другую компанию. Толку от работы с таким «начальником» все равно не будет.
3. Не предоставляет необходимых условий труда. К сожалению, встречается очень уж часто. Некомпетентные руководители верят, что сотрудники должны быть благодарны им за рабочее место и не спешат заинтересовывать сотрудника подходящими условиями труда, не предоставляют обещанного, игнорируют запросы. В данном случае стоит ознакомиться с Трудовым кодексом, помогает в спорах с совсем уж злостными стяжателями.
4. Не умеет делегировать. Главная проблема многих руководителей, они взваливают главные задачи на себя, не ставят подчиненных в известность, не доверяют людям. В конце концов, это приводит к катастрофе, задания с горящими сроками и отсутствием информации сыпятся на коллектив, проекты срываются, задачи не достигаются. Грамотный руководитель заранее распределяет приоритетные задачи между сотрудниками и не боится давать подчиненным свободу. (А для внешних поручений давно придумали специальные сервисы удаленных ассистентов, например, WANT)
5. Не терпит критики. Такие руководители опасны для рабочего процесса, они не позволяют критиковать свои идеи и не дают проекту шансы на исправление ошибок. Критика, здравая и аргументированная, это основной метод исправления ошибок и нахождения верного курса. Как правило, такие руководители имеют и ряд других психологических проблем, так как непринятие критики всегда произрастает из внутренних комплексом и низкой самооценки.
К сожалению, наемные работники вынуждены работать с тем руководителем, который у них есть. Поменять руководителя, повлиять на его уход, не уйдя самому – это тонкое искусство. Возможно, мы поговорим об этом в следующих статьях. Главные признаки некомпетентного руководителя – боязнь брать на себя ответственность за принятие решений, неумение бороться с эмоциями, непредоставление условий труда своим работникам, неумение делегировать, непринятие критики. Внимательно посмотрите на своего руководителя, оцените его со стороны, проанализируйте его действия. Подпадает ли он под какой-то пункт списка? Если нашли в начальнике эти черты – лучше бегите. Нашли некоторые? Подумайте, насколько они критичны для вас, как вы можете повлиять на изменение ситуации? Не нашли ничего? Спешим вас поздравить! Вы оказались в редкой ситуации – под крылом мудрого и компетентного лидера. Дорожите этой командой и своей ролью в ней.