Картина "Олимпия" Эдуарда Мане, французского живописца, одного из родоначальников импрессионизма, наверное, известна всем, даже очень далеким от искусства людям. Картина, которая стала причиной одного из самых больших скандалов в истории искусства. Один из критиков, после того как Мане выставил свою "Олимпию" на Парижском салоне в 1865 году, сказал: "Серьёзно говоря, молодым женщинам в ожидании ребенка, а также девушкам я бы советовал избегать подобных впечатлений". Картина, которая сейчас считается родоначальницей всего современного искусства.
И главной причиной всего этого кавардака было то, что Эдуард Мане на картине изобразил, мягко говоря, девушку сомнительного положения. Это Викторина Мёран.
Была ли Викторина Мёран на самом деле продажной женщиной (как сейчас можно прочитать в разных комментариях), утверждать не буду. Но то, что она сама зарабатывала на жизнь, выступая с гитарой в в кафе-шантанах, это известно.
С Эдуардом Мане она познакомилась в 18 лет и стала моделью для художника. Причем, любимой. Викторину Мёран можно увидеть на нескольких картинах художника.
Этот портрет считается первым в череде картин. Здесь ей 18 лет. Ныне портрет хранится в Музее изобразительных искусств в Бостоне.
В том же году Викторина позировала Мане для картины "Уличная певица".
А в 1863 году художник написал картины "Олимпия" и "Завтрак на траве", где в качестве одного из персонажей изображена Викторина Мёран.
Из-за этих, по тому времени, скандальных картин и художнику, и его модели многое пришлось вытерпеть. Возможно из-за нападок, Викторина Мёран уезжает в Америку.
Вернувшись через несколько лет и никак не объяснив свое отсутствие, она еще некоторое время позирует Эдуарду Мане.
После поездки в Америку Викторина Мёран начинает брать уроки живописи в Академии Жюлиана в Париже. Даже выставляет несколько своих картин на Парижском салоне. Но её работы не производят успеха.
К сожалению, на настоящий момент сохранилась лишь одна работа Викторины Мёран.
Она называется "Вербное воскресенье" и и находится сейчас в историческом музее Коломба.
Но в начале 1870-х годов она еще раз позировала Эдуарду Мане, результатом их сотрудничества стала картина "Железная дорога".
Дальнейшая судьба Викторины Мёран печальна. Она пристрастилась к алкоголю и вела нетрадиционные любовные отношения. Попрошайничала в кафе и барах, а потом завела себе обезьянку и, одетая в лохмотья, играла на улице на гитаре и просила подаяние.
Потом переехала в парижский пригород Коломб, где и умерла в преклонном возрасте.