Сдерживание роста розничных цен на топливо в России будет стоить бюджету страны треть от тех денег, которые государство планировало получить от нефтяных компаний на выполнение майских указов президента, и все равно приведет к их росту до уровня европейских цен.
Вопрос, который волнует практически каждого человека в России и решение которого даст небывалый кредит доверия – почему в стране с гигантскими разведанными запасами нефти постоянно дорожает моторное топливо. Тем более этот вопрос стал крайне актуальным после скачка цен на бензин и дизельное топливо в 2018 году. К октябрю 2018 года стоимость бензина на автозаправочных станциях (АЗС) выросла на 10% и более.
Правительство это дело заметило и оценило, потребовав от нефтяников заморозить цены на топливо сначала до марта 2019 года, потом до июля. В итоге десяток крупнейших нефтяных компаний подписали с Минэнерго и ФАС РФ соглашение, в котором были зафиксированы мелкооптовые цены на бензины Аи-92, Аи-95 и дизельное топливо (зимнее и летнее) до апреля 2019 года.
► Средняя себестоимость литра бензина чуть более 25 рублей
Таким образом, на топливном рынке России было фактически введено ручное управление ценами на моторное топливо. А нефтяникам в обмен на поставки достаточного количества топлива на внутренний рынок сдерживание роста цен в рознице и мелком опте государство обещало изменить формулу демпфирующего механизма. Теперь в него введены акцизы на все неподакцизные жидкие нефтепродукты за исключением некоторых видов продукции и надбавки к налогу на добавленную стоимость (НДПИ) с привязкой к цене на нефть.
Напомним, что демпфирующий механизм призван компенсировать нефтяным компаниям часть недополученной прибыли при реализации топлива на внутреннем рынке вместо отправки его на экспорт.
Вроде договорились – хорошо, цены практически остановились – прекрасно, бензин дорожает не выше уровня инфляции – нормально, потерпим. Однако на самом деле такое ручное управление принесет огромные расходы бюджета на компенсации нефтяным компаниям их недополученной прибыли от поставки топлива на внутренний рынок.
► Госдума отклонила законопроекты о госрегулировании цен на бензин
За сдерживание роста цен и предотвращение дефицита топлива бюджет компенсирует нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) 60% разницы между внутренней ценой на нефтепродукты (без учета транспортных расходов и пошлин) и экспортной. А если внешние цены вдруг оказываются ниже внутренних, то нефтяники платят эту разницу в бюджет.
Вместе с тем достигнутое соглашение между правительством и нефтяными компаниями не означает, что цены на бензин в стране больше не будут расти, говорит эксперт «Международного финансового центра» Гайдар Гасанов. Можно вспомнить об уже существовавших договоренностях, которые не остановили рост цен на бензин.
В России реализована экспортно-сырьевая модель экономики, при которой выгодно увеличивать объемы на экспорт и снижать поставки на внутренний рынок. В текущих реалиях наблюдается немного иная картина, связанная с заморозкой цен на топливо не выше инфляции, которая приводит к значительно увеличивающимся издержкам нефтяных компаний.
► Заморозка цен на бензин продлена до июля
Потому что инфляция, по мнению многих экспертов, на данный момент составляет не 4%, как рассчитывает правительство, а гораздо выше и в моменте может достигать все 15%. Если правительство должно доплачивать оставшиеся 11% нефтяным компаниям, то это лишь приведет их издержки в зону безубыточности.
Для независимых АЗС ситуация также остается без изменений, потому что они вынуждены скупать топливо у посредников по высоким ценам, а крупные нефтяные компании в первую очередь поставляют топливо на свои заправки. В итоге цены на нефть продолжают рост.
Вообще, данная идея правительства в корне не верна, она мешает естественному процессу при данной модели экономики. России крайне выгодно увеличение экспортных поставок нефти и продуктов ее переработки для наполнения бюджета. Поэтому если стоит задача снизить в стране цены на бензин, то нужно максимально увеличить объемы поставок на внутренний рынок. При этом на независимые АЗС поставки топлива должны быть по минимальным ценам и без посредников – напрямую с НПЗ, чтобы избежать дефицита.
Однако данное решение идет вразрез со всеми экономическими решениями правительства и вряд ли будет принято. А в итоге россияне должны свыкнуться с мыслью о том, что цены на топливо будут расти и дальше, вероятно, до европейских уровней.