Привет, друзья! С вами снова Илья. Если вам интересно читать то, что я пишу здесь, то обязательно подпишитесь на канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно", где я тоже рассказываю об истории Москвы. Там информации еще больше:)
Почему в Московском метро такие длинные перегоны между станциями? Почему две Смоленских и Арбатских? Когда название станций стали объявлять дикторы? Сегодня я про это и не только расскажу. Будет интересно:)
Почему такие длинные туннели?
В Московском метро достаточно длинные перегоны между станциями. Особенно, если сравнивать с другими странами. Чего только стоит тоннель между Крылатским и Строгино (6473 метра), Волгоградским проспектом и Текстильщиками (3413 метров), Парком Победы - Славянским бульваром (3293 метра). По статистике, средняя длина перегонов составляет около двух километров.
Интересно, что на линии первой очереди расстояния между станциями были короткими. В среднем около километра. Так почему же с годами длина стала увеличиваться? Причина экономическая. Строить тоннель намного дешевле, чем возводить станции. Поэтому на линиях, начиная со второй очереди, короткие перегоны, это редкость. Хотя на многих ветках планировали больше станций, чем в итоге построили.
Где Покровская на Арбатско-Покровской линии?
Это связано с не построенными станциями. Дело в том,что изначально на этой линии запроектировали еще две станции: Ильинские и Покровские ворота. Они должны были расположиться вдоль улиц Маросейка и Покровка.
Но позже от идеи отказались по экономическим соображениям. Тем не менее, заделы под станции оставили. Это прямолинейные участки в тоннеле на расстоянии ширины платформы. Кстати, из-за того, что строить станции не стали, у Арбатско-Покровской линии нет пересадки на Калужско-Рижскую и Таганско-Краснопресненскую линии в районе Китай-города.
Почему в Московском метро две Арбатских и Смоленских?
Сначала Арбатская и Смоленская были в единственном экземпляре. Они открылись в 1935 году в составе первой очереди Московского метро. Но эти станции были неглубокого заложения.
Поэтому во время Великой Отечественной войны стали очень уязвимыми. Во время бомбардировки в июле 1941 в тоннель между станциями Арбатская и Смоленская попала бомба. След, кстати, на фотографиях можно увидеть до сих пор.
В том числе из-за ненадежности этого участка решили строить другой - глубокого заложения. Он стал продолжением Арбатско-Покровской линии. Станции Арбатская и Смоленская синей ветки открылись в 1953 году. Тогда же закрылась голубая линия (были проекты, по которым дальше эксплуатировать её не планировали). В 1958 участок Александровский сад - Киевская открылся снова, но уже в составе Филёвской линии.
Почему названия станций объявляют мужские и женские голоса?
Первый состав, в котором стали объявлять станции, прошел 12 декабря 1951 года от станции Сокол до Площади Свердлова (Театральная). Тогда это делал машинист. С февраля по октябрь того же года испытания проводились на Кольцевой линии. Там же 29 декабря 1953 стал ходить на постоянной основе поезд с громкоговорителем. Им управлял помощник машиниста.
В 1972 начали внедрять автоинформаторы. С заранее записанными голосами дикторов на магнитную пленку. Идею объявления станций разными голосами предложили в 1984 году для лучшего ориентирования в метро людей с нарушением зрения. Сейчас при движении поезда в центр станции объявляются мужским голосом. Из центра - женским.
Почему нужно быть осторожным при выходе из последней двери последнего вагона?
Многие слышали такое объявление на Замоскворецкой линии. Теперь еще так говорят на Сокольнической. На зелёной ветке такие объявления связаны с тем, что станции Маяковская и Павелецкая короче, чем остальные. Когда ввели восьмивагонные поезда, платформы просто не были на них рассчитаны. Последняя дверь располагалась уже в тоннеле.
Пришлось платформу немного удлинить. Но все равно последняя дверь находится в тоннеле. Поэтому звучит такое объявление. Чтобы пассажиры не задели тюбинги (отделка тоннеля) при выходе.
По той же причине подобные объявления делают на Сокольнической линии после появления на ней 8-вагонных поездов. Там, конечно, все двери вмещаются. Однако, на некоторых станциях последняя дверь располагается впритык. Почти у тоннеля. Поэтому пассажиров также просят быть осторожными.
На сегодня это все. Если вас что-то еще интересует из истории Московского метро, то задавайте вопросы в комментариях! И да, не забудьте подписаться на мой блог, если вам было интересно:) Удачи!