Найти в Дзене
Четверг

Пророк в чужом отечестве

Когда в Омске представили сингапурскую методику обучения, многие педагоги со стажем удивились: уж очень она походила на ту, которую когда-то придумал наш педагог Иван Михеевич Чередов.

Сингапур – одноимённые страна и город в Юго-Восточной Азии, прославившийся в песне Вертинского как бананово-лимонный, сегодня приобрёл ещё один повод для гордости. Согласно последней информации в СМИ, именно в Сингапуре разработана продвинутая технология обучения. Рассказывают – методика, родившаяся в живописных экзотических краях, будто бы не имеет аналогов. Обучившиеся с её помощью молодые ребята побеждают в различных олимпиадах – главным образом, по математике и естественным наукам. Они без труда поступают в самые престижные вузы мира.

Справка

Суть сингапурской технологии обучения один из российских преподавателей определил так: упор делается не на стандартное построение урока по типу «учитель – ученик», а по принципу «ученик – ученик». Другой эксперт поясняет: сингапурская методика – это «набор тезисов и формул, называемых структурами, из которых, как из кубиков, строится урок».

Успехи учеников – повод для гордости педагогов. И вот сингапурские преподаватели отправились по городам и странам, представляя своё уникальное детище.

Побывали заморские гости и в нашей стране. И даже договорились с правительством нескольких регионов о внедрении технологии в местных образовательных учреждениях.

Омск восточные гуру также не объехали стороной. Провели у нас семинары, лекции, тренинги. После этого в правительстве региона было подписано соглашение с сингапурской образовательной компанией о приложении её сил на нашей земле. Надо полагать, что реализация соглашения потребует не только чьей-то доброй воли, но также определённых капиталовложений.

Но самое главное, взятый правительством курс на заморские новшества вызвал у многих опытных омских педагогов, мягко говоря, недоумение. В представленной технологии они увидели нечто до боли знакомое. Доцент кафедры дополнительного профессионального образования Иван Меха, например, ясно выразился:

– Сингапурская методика? Да бог с вами! Я читаю историю Востока. Эти технологии пришли в Сингапур через китайцев (из 3,5 миллиона жителей в стране 2,5 миллиона составляют китайцы). А китайцы в свою очередь взяли их у нас.

«У нас» – это не какое-то расплывчатое и безадресное понятие, напротив, что ни на есть конкретное. Ветераны-педагоги рассказывают, что в 90-е годы прошлого века так называемую «модульную» – или «звеньевую» – систему обучения (именно она как будто скалькирована с сингапурской методики) внедрял наш замечательный омский педагог Иван Михеевич Чередов, который, увы, скончался в 2002 году.

В своё время Чередов защитил в Красноярском педагогическом институте кандидатскую диссертацию. Тема её звучала: «Пути реализации принципа оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроках (5–8 классы)». Иван Михеевич вообще, утверждают, был настоящим фанатом дидактики. Потому и добился вершин в том, что профессионально называется технологией или построением обучения.

Чередов был родом из крестьянской семьи из деревни Островной Тюкалинского района. Вырос он без отца, рано вошёл в самостоятельную жизнь. Учился в школе колхозной молодёжи и на рабфаке. В 1937 году с отличием окончил историко-филологический факультет Омского педагогического института. Занимал руководящую должность в Солдатском районном отделе образования, а затем создал в том же Солдатском собственную авторскую школу. Примерил, так сказать, теорию на реальные обстоятельства.

Этот «подвиг» он потом повторил и в Омске, основав школу № 69, в которой проработал до 1970 года. Здесь тоже проходила обкатка его методики, которая, как утверждают, была шире того, что уложена в сингапурскую технологию.

«Без рабочего шума учить нельзя». Говорят, это была любимая поговорка Чередова. Его пытались поправлять, «причёсывать под стандарт». Не получилось. Он продолжал учить тому, что только-только начинало взрастать. Его уроки не походили ни на какие другие: они включали в себя и элементы игры, и олимпиады, и групповые тренинги. Он обучал не только школьников, но и педагогов. А ещё, как ни странно, родителей.

В конце концов он заработал колоссальный авторитет. Не только в Омске. Опыт Чередова высоко оценивали в Министерстве просвещения (в первый раз его отметили в 1964 году за «организацию кабинетной системы учебных занятий и успехи в преодолении второгодничества», второй раз – в 1970 году, «за работу с родителями и общественностью, за успехи в педагогизации микрорайона школы»). Инновационный опыт 69-й школы, пять раз (!) экспонировался на ВДНХ. Её ежегодно посещали до ста делегаций.

К началу 90-х в Омске под руководством Чередова работала уже целая научная школа. Она занималась перспективными направлениями в дидактике. В 1992 году педагоги-новаторы прошли экспертизу Главного управления развития и координации научных исследований Министерства образования РФ. Сам руководитель опубликовал около 300 научно-методических работ, больше 20 монографий.

Времена – они, конечно, сильно меняются. В чередовские – не было столь сильной разницы в зарплате простого учителя и руководителя (того же директора школы, не говоря уж о министре). Не было такого, чтобы директора и завучи в школах не вели сами уроков. Сегодня это – сложившаяся практика. Таким образом, между теми, кто воюет на передовой, и теми, кто процессом «рулит», вырастает пропасть из разницы в опыте. А ведь в педагогике только из него и может родиться что-то действительно стоящее.

Ну а если вернуться к сингапурским образовательным технологиям, то никто не против. Пусть себе процветают и здравствуют. Только разница в менталитетах – огромная. Не стоит забывать, например, о том, что в Сингапуре на систему образования тратится порядка 20 процентов бюджета. У нас, по данным Минфина, в 2018 году ушло всего 3,86 процента. Так можно хоть эти крохи использовать так, чтобы не заморачиваться тем, что красиво звучит, но до конца так и не понято?

Ирина ВЛАДИМИРОВА.