Из истории города
15 апреля 2019 года многие ощутили ком в горле, увидев фотографии парижского собора Нотр-Дам, охваченного языками пламени и окутанного дымом. Пожар казался нереальным. Однако угроза разрушений, которую он таил, была вполне реальной и вызывала массу шокирующих вопросов.
Что станет с его 850-летней историей? Сохранятся ли его тонкие, причудливо украшенные витражи и розовые окна, созданные искусными мастерами в 12-13 веке и чудом дожившие до наших дней? Что будет с его таинственным, внушающим благоговейный трепет, тройным западным фасадом, декоративные порталы которого раскрывают сложные библейские сюжеты?
Как бы мы пережили, а тем более приняли полное уничтожение собора, на строительство которого ушли сотни лет и огромный труд рабочих, чьи имена никому не известны? Сохранили бы мы память об их немыслимом трудовом подвиге в веках так же ясно, как помним о нем сейчас?
Как бы там ни было, мы должны благодарить строителей за этот шедевр, настолько поразительный, что к нему невозможно остаться равнодушным, независимо от того, сколько раз он попадается в поле зрения, когда вы пересекаете мост от площади Сен-Мишель до Иль-де-ла-Сите. Это квинтэссенция человеческих амбиций, духовности и художественного таланта, которая, похоже, никогда не потеряет своего эпического величия. Даже в эпоху смартфонов, когда реальность становится все более размытой и затуманенной.
Реконструкция строительства собора в средневековом Париже
Поэтому видеоролики, демонстрирующие, как Нотр-Дам поглощает пламя, с крошечных экранов гаджетов в ленте Твиттера, кажутся оскорбительными и абсурдными. Однако, все следили за новостными лентами, желая узнать, что удастся сохранить и что уже было уничтожено огнем.
К счастью, не все было потеряно. Далеко не все. В то время как знаменитый шпиль рухнул, а большая часть деревянной крыши обрушилась, фасад, две башни, соборные реликвии и львиная доля чудесных витражей, по-видимому, уцелели. Всё это благодаря героическим усилиям около 500 пожарных, которые работали даже по ночам. Кроме того, лучшие статуи собора были вывезены из-за ремонтных работ, поэтому им не грозило уничтожение.
Очередная катастрофа…
Но уже не в первый раз Нотр-Дам постигала такая ужасная судьба. И, вероятно, не в последний. И все же, как это ни удивительно, собор перенес сотни лет парижских волнений. По мере того как Франция уходила от королевского абсолютизма через многочисленные революции, империи и реставрационные монархии, собор был в самом эпицентре этих неспокойных событий.
Дореволюционная Франция: беспорядки, повреждения из-за ветров и плохое управление
Еще до Французской революции в 1789 году Нотр-Дам стал жертвой хаотичного и сомнительного королевского правления. В 1548 году, во время религиозных конфликтов между католиками и протестантами, восставшие гугеноты избрали своей целью и уничтожили несколько дорогих статуй собора, посчитав их источниками идолопоклонства.
Французские короли, в том числе Людовик XIV и Людовик XV, едва ли благоговели перед ценнейшими предметами средневекового искусства и декоративными элементами собора. Витражи показались им слишком темными, и часть оригинального средневекового стекла заменили простым стеклом, которое пропускало больше света. Они также снесли старый алтарь и возвели новый из мрамора, повинуясь моде тех времен.
В 1786 году, всего за несколько лет перед Революцией, огромная статуя с изображением Святого Христофора, датируемая началом 15 века, была разрушена. Тем временем, оригинальный шпиль собора Нотр-Дам 13 века был поврежден сильными ветрами, а в 18 веке его и вовсе сняли с крыши.
Грабежи и разрушения Французской революции
Будучи символом монархии и государственной власти католиков, Нотр-Дам стал прямой целью первых французских революционеров. Начиная с 1789 и заканчивая 1793-1794 годами, собор несколько раз грабили, и большая часть декора, как и многие средневековые статуи, была уничтожены.
Речь идет о 28 иудейских царях, или Galerie des rois, а также обо всех крупных статуях на трех порталах фасада, за исключением фигуры, изображающей Деву Марию, на Монастырском портале.
Статуи, которые сейчас украшают порталы и верхнюю галерею западного фасада собора – это копии утраченных оригиналов. Однако большинство обезглавленных статуй царей иудейских были восстановлены (двадцать одна фигура), и сейчас их можно увидеть в замечательной коллекции музея Клюни.
Несмотря на эти удары судьбы, Собор Парижской Богоматери продолжал играть важную роль в общественной и политической жизни. В стенах собора во время его пребывания в качестве “храма разума” проходили странные революционные торжества, а в 1804 году там же был коронован Наполеон I, подчеркнув роль собора в качестве места власти.
Тем не менее, в результате различных революций собору был нанесен огромный урон, и здание потеряло большую часть своего былого величия на рубеже 19 века.
Новый виток славы и обновления в 19 веке
К тому времени, когда Виктор Гюго написал роман «Собор Парижской богоматери» в 1831 году, собор был в ужасном состоянии. Роман вдохновил народ на новую волну энтузиазма по отношению к покрытому сажей и копотью, давно заброшенному памятнику, и во Франции началась эпоха культурного управления и сохранения реликвий прошлого.
В течение 1840-х годов архитектор Виолле-ле-Дюк руководил активными работами по реставрации Нотр-Дама, добавив некоторые элементы, которые кажутся сейчас вне времени. На самом деле, они появились сравнительно недавно. К ним относится грандиозный готический шпиль, который, к сожалению, исчез в недавнем пожаре.
Эта фотография, датированная примерно 1856 годом, была сделана Чарльзом Марвилем. На ней изображен выразительный шпиль Виолле-ле-Дюка и причудливые горгульи. Архитектор также поработал над восстановлением скульптур и элементов фасада, которые были повреждены или украдены во время Революции 1789 года.
И хотя мы связываем культовые колокола собора с Виктором Гюго и Квазимодо, нынешние эквиваленты установлены недавно. Их произвели в 2013 году, чтобы заменить старые, которые слишком износились и потеряли способность издавать качественный звук.
Короче говоря, Собор Парижской Богоматери, возможно, и казался нам великой, неподвижной и вечной звездой на Парижском небосклоне, но при этом он, как и любые другие вещи, всегда был хрупким и оказался уязвим перед лицом исторических событий и силами природы.
Что бы ни осталось от Собора Парижской Богоматери (к счастью, он практически цел), его колокола всегда будут звонить утром и вечером, наполняя Старый город живой музыкой. Нотр-Дам прошел через войны, грабежи, дикости революции и страшный пожар, и все-таки выстоял. Он неоднократно восставал из пепла, продолжая служить для миллионов людей по всему миру, будь то католики, атеисты или буддисты, символом вечных ценностей.
Бессмысленно зацикливаться на том, что было потеряно. Двигаться вперед с тем, что осталось у человечества – это единственно верное решение. Как ни странно, разрушения, пожары и катастрофы могут неожиданно стать источниками света и единения цивилизации.