Найти тему
Mankind

Клод Моне

(1840-1926) Французский художник, стоявший у истоков импрессионизма. Благодаря одной из его картин течение и получило своё название.

Подборка работа Клода Моне здесь

Родился Оскар Клод Моне в Париже, в семье бакалейщика. Когда Клоду было всего 5 лет, его семья переехала на побережье Нормандии, в Гавр — возможно, именно местные красоты и сыграли главную роль в художественном будущем Моне. В школе он учился плохо и явно не собирался оправдывать надежды отца на будущее бакалейщика. Впрочем, именно благодаря своему протестному отношению к школе юноша получит первую минуту славы: начав с карикатурных изображений учителей в тетрадях, он быстро стал известным на весь Гавр карикатуристом. Он даже стал продавать свои карикатуры по 20 франков за штуку. Таким образом Моне удалось заработать аж 2000 франков — и это в возрасте 15 лет!

Мужчина с табакеркой, 1858 год
Мужчина с табакеркой, 1858 год

В той же лавке, где Моне продавал свои карикатурные работы, выставляли работы и другого местного художника — пейзажиста Эжена Будена. По признанию самого Клода, милые и спокойные морские пейзажи Будена вызывали у него стойкое отвращение, а потому и их автора он заочно возненавидел. Иронично, что именно Буден в итоге стал первым настоящим учителем Моне: их познакомили, и после долгих уговоров юноша всё-таки согласился попробовать себя в пейзажной живописи.

В 1859 году отцу Моне удалось организовать небольшую поездку в Париж для знакомства с местными мастерами. Ему предложили поступить в мастерскую Тома Кутюра, но Клод наотрез отказался. Родители готовы были помочь Моне закрепится в Париже, однако передумали, когда юный художник отказался поступать в Школу изящных искусств.

Назревший конфликт Клода с отцом достиг своего пика, и когда в 1860 году Моне призвали в армию и там он заболел брюшным тифом, отец отказался откупить его от воинской повинности. Вместо него это сделала тётя Клода, поощрявшая в племяннике свободу и творчество.

Уже в 1862 году Клод Моне переехал в Париж, где познакомился с группой художников, впоследствии сформировавших импрессионизм: Огюстом Ренуаром, Фредериком Базилем, Альфредом Сислей. Стоит заметить, что встреча эта была не случайной: незадолго до этого он поступил в университет на факультет искусств, но, разочаровавшись в программе, ушёл в студию Шарля Глейра. Поскольку Глейр был сторонником академизма в живописи, Клоду Моне пришлось писать в реалистичной манере. В 1865 году он решает создать для Парижского Салона полотно «Завтрак на траве», отдавая дань уважения Эдуарду Мане, чью одноименную картину за несколько лет назад разгромили критики Салона Отверженных. Он написал небольшую версию картины и собирался перенести её на холст 4*6 метра, однако постоянно переделывал её из-за советов Гюстава Курбе. В конечном итоге Моне полностью испортил свою работу, до наших дней сохранилась лишь меньшая её версия.

Завтрак на траве, 1865 год
Завтрак на траве, 1865 год

Чтобы не пропустить Парижский Салон 1866 года, Клон Моне написал портрет «Дама в зелёном», для которого позировала Камилла Донсье, ставшая постоянной моделью художника, а в 1870-м и женой. В отличие от своего менее удачливого коллеги Эдуарда, Клод был благосклонно принят публикой. Впрочем, его работы всё ещё оставались в известной мере академичными, а потому и критиковать его было практически не за что. Но всё же свою долю критики Моне получил, когда в 1874 году представил на суд картину «Впечатление. Восходящее солнце». Благодаря журналисту Луи Леруа первая часть названия картины перешла на всё направление живописи — импрессионизм.

Впечатление. Восходящее солнце, 1872 год
Впечатление. Восходящее солнце, 1872 год

Прозвище, придуманное журналистом изначально как оскорбительное, пришлось художникам по вкусу и уже в 1877 году они устроили собственную выставку под этим названием. В 1879 году жизнь нанесла Клоду Моне удар: через год после рождения второго ребёнка умерла его жена Камилла.

Около 1881 года дела Моне пошли в гору: он познакомился с известным коллекционером Полем Дюраном-Рюэлем, который предложил скупать все картины художника. Через два года состоялась первая персональная выставка Клода Моне, в том же году он купил усадьбу на берегу Сены в Живерни. Там он и провёл остаток жизни, не прекращая писать картины. К 1912 году Моне практически потерял зрение из-за катаракты, но две операции вернули художнику возможность видеть. Более того, эти операции открыли перед ним новые, неожиданные стороны окружающего мира. Дело в том, что правым глазом он продолжил видеть мир в привычных цветах, а левый, хрусталик в котором пришлось удалить, стал восприимчив к оттенкам синего. Ходит легенда, будто левым глазом Моне и вовсе видел в ультрафиолете — именно поэтому белые предметы на его поздних работах были написаны в оттенках фиолетового и синего. Насколько точна эта легенда, до сих пор большой вопрос, но перемены в творческом методе Клода заметить очень легко.

Водяные лилии, 1926 год — последняя работа Клода Моне
Водяные лилии, 1926 год — последняя работа Клода Моне

В 1926 году Клод Моне умер от рака лёгких — 86-летний художник до последнего дня продолжал заниматься живописью, рисуя любимые кувшинки, растущие в своей усадьбе.

Автор: Денис Божинский

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц