Восток, как известно, дело тонкое, а менталитет японца далек от менталитета русского или европейца. Культурные традиции Страны Восходящего Солнца таковы, что император издревле считается потомком богов, а потому правила, касающиеся простых смертных, в его отношении могут не работать. Европейские монархи 20 века могли ездить на вполне серийных авто среднего класса. Царь Николай II любил хоть и премиальные, но вполне массовые авто Delaunay-Beleville. А английскую королеву Елизавету II так вообще, несмотря на весьма почтенный возраст, еще недавно многократно видели за рулем брутальных внедорожников Land Rover.
Японскому Небесному хозяину (именно так буквально переводятся иероглифы «тэнно») водить суровый джип явно не к лицу, хотя бы потому, что народ может не понять. Рассекать на серийной Toyota – тоже не вариант, поэтому Хирохито предпочитал эксклюзивные роскошные лимузины, собираемые малой партией. Несмотря на большой патриотизм, первыми машинами японского монарха были иномарки. Развивающаяся (да еще и ориентированная на военпром) промышленность Японии 30-40-х годов ХХ века попросту не могла предложить авто, соответствующее статусу царственной особы.
Автомобиль императора – это не только средство передвижения, но и один из атрибутов правителя. Консервативные японцы воспринимали машину Хирохито, как один из его символов, а потому о частой смене транспорта речи идти не могло. За 63 года правления Сёва сменил всего несколько моделей машин. Этот материал расскажет, на чем ездил император Японии Хирохито.
Читайте также: Duesenberg Model J: любимый автомобиль Аль Капоне
Rolls-Royce Silver Ghost или Phantom I
Первым автомобилем императора Хирохито стал Rolls-Royce Silver Ghost. Во время европейской поездки в середине 20-х годов на молодого правителя произвели впечатление английские церемонии поездок императорских особ, вследствие чего он приобрел в Великобритании три Rolls-Royce. Увы, но определить с точностью модель авто сложно. Возможно, это был Silver Ghost, а возможно и Phantom I, так как разные источники указывают разные данные. Не исключено, что при дворе Сёва использовались обе модели.
Автомобили Сёва были окрашены аналогично машинам из английского королевского гаража. Низ авто был красным, а остальные части окрашивались в черный. К сожалению, оригинальных фото, запечатлевающих императорские лимузины, сохранилось не очень много. Мне удалось отыскать в свободном доступе всего три снимка приемлемого качества. Характерной особенностью машин Хирохито была эмблема 16-лепестковой хризантемы, символа императорского двора, украшающая кузов.
В фильме «Император» 2012 года запечатлен Rolls Royce Phantom II с символикой правителя, но исторически это неверно. На данной модели Сёва не ездил, так как в 30-х перешел на автомобили Mercedes.
Mercedes-Benz 770 (тип W07)
В 30-х годах японский император приобрел семь эксклюзивных лимузинов Mercedes-Benz 770 в версии W07. Они оснащались 7,7-литровыми моторами V8 и отличались бронированием кузова производства Pullman. Как и предыдущие авто, «Мерседесы» красили в красно-черные цвета, а на их принадлежность императору указывала хризантема на борту.
Бронирование сделало и без того большие автомобили очень тяжелыми, их масса превышала 3 тонны. Мотор, развивающий всего 150 л. с., не обеспечивал большой динамики, но для императорского авто этого и не требовалось. Несмотря на архаичность конструкции, Mercedes-Benz 770 использовались при дворе тэнно вплоть до 50-х годов.
Читайте также: Один из лучших аттракционов в Disney – не аттракцион
Из выпущенных 7 экземпляров уцелели только 3. Один автомобиль был утерян в ходе военных действий Второй мировой, а еще три стали донорами для ремонта менее изношенных авто.
Интересно, что для общения с водителем в императорском лимузине предусматривалось не бортовое переговорное устройство (телефон), а телеграф, подобный используемому на флоте. В пассажжирском отделении устанавливался прибор с обозначениями команд (вроде «направо», «налево», «стоп», «быстрее» и т.д.), а на приборной панели его показатели дублировались. Тэнно из салона выбирал команду, после чего она выводилась у водителя.
Читайте также: Ford Capri: «Мустанг» для Европы
Rolls-Royce Phantom V (1959)
Существуют сведения, что на границе 50-60-х годов император Японии использовал для поездок Rolls-Royce Phantom V. Фотографий, подтверждающих это, обнаружить не удалось, но исключать такого нельзя. Ведь среди других владельцев данной модели – последний шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви, норвежский король Олаф V, английская королева Елизавета II. Из не царственных особ на таком ездил Джон Леннон из Beatles.
Rolls Royce Silver Wrath imperial (1950)
Некоторое время в 1950-х император Хирохито ездил на Rolls Royce Silver Wrath imperial. Об этом свидетельствует исторически верная модель 1/43 данного автомобиля с хризантемой, расположенной на задней пассажирской двери. Также о наличии данной машины в придворном гараже сообщают некоторые источники.
Автомобиль имел кузов лимузин с 4 дверьми, передний ряд (для водителя и телохранителя или сопровождающего) отгорожен от пассажирского прозрачной перегородкой. Салон авто отделылвался под заказ. Кузов имел рамную конструкцию, подвеска была рессорной, а в качестве силовой установки использовались моторы на 4,3, 4,6 и 4,9 литра, мощностью до 170 «лошадей». Коробка передач могла быть как механической, так и автоматической.
Nissan Prince Royal (1966)
К середине XX века японская промышленность начала бурно развиваться, в итоге на рынке появились автомобили высокого качества. В 1961 году была основана торговая марка Prince (в честь принца Акихито, нынешнего императора), в 1966 перешедшая во владение Nissan. Тогда же специально для потребностей императорского дворца был создан лимузин Nissan Prince Royal, ставший основным придворным авто на долгие годы.
Nissan Prince Royal имел кузов лимузин с 4 дверми, открывающимися в противоположные стороны, для более удобной посадки. Внутри было до 8 пассажирских мест: широкий диван для императора с императрицей и кресла для сопровождающих особ. Передний ряд сидений отделен перегородкой, а для связи Хирохито с водителем использовался телефон. В качестве силовой установки использовался 6,4-литровый двигатель V8, развивающий до 260 лошадиных сил, а трансмиссия была 3-ступенчатиой автоматической.
Читайте также: Lamborghini Espada: самая необычная «Ламба»
Лишь в 2006 году на смену Nissan Prince Royal пришел Toyota Century Royal – уникальный лимузин на основе представительской модели Century, оснащенной уникальным для японского рынка мотором V12 1GZ-FE. Таким образом, автомобиль использовался императором для передвижения целых 40 лет.