Найти в Дзене
Моя мама

Как готовить с ребенком с 1 года до 2 лет на кухне.

Оглавление

Итак, ребенок с года до двух – это все более самостоятельное существо, которому интересно все вокруг и больше всего – то, что делают окружающие его люди, в первую очередь – мама. Поэтому мы этот интерес поддерживаем и, как и раньше, берем с собой бодрствующего ребенка на кухню, когда готовим, а не готовим, когда ребенок спит. Тем более, что с года до двух ребенок постепенно переходит с двух на один сон в день, и времени маме на свои личные занятия остается все меньше. И еще одна характеристика этого возраста – ребенок становится все более мобильным, так как осваивает ходьбу на ногах, что позволяет ему исследовать все больше пространства, особенно в высоту :) Ребенок уже может на некоторое время уходить от мамы в другую комнату, если его там что-то (или кто-то) привлекло, но все равно будет довольно скоро возвращаться к маме, которая будет оставаться для него главным объектом внимания еще долгое время.

Как маме освободить руки

Чтобы не держать ребенка на руках и при этом поднять его повыше, чтобы ему было больше и лучше видно, что там делает мама, можно по-прежнему использовать:

1. Слинг. Конечно, если ваша спина еще выдерживает вес ребенка – бывают ведь богатыри, которые в год весят как некоторые дети в два с половиной. Хорошо использовать слинг-рюкзак: его быстрее и проще зафиксировать, чем, к примеру, слинг-шарф – особенно, если сажать ребенка за спину. А именно за спиной проще всего носить в слинге уже значительно подросшего ребенка во время готовки, чтобы он не особо мешал вам ни своими любопытными ручками, ни непосредственно самим собой — в плане достаточного обзора мамой своих собственных рук за работой. Но, вообще, по моему опыту — после года слинг во время готовки я использовала очень редко, только в самых крайних случаях, когда ребенок ну никак не соглашался слазить с мамы (зубки, например, резались), а ужин приготовить нужно было по-любому. В основном же дочка была рядом или на полу.

2. Детский стульчик. Используем со столешницей или без, придвинув к обычному столу. На столик насыпаем разный дидактический материал в виде круп, макаронов, кусочков овощей и фруктов и т.п. :)

3. Прыгунки. Если вы начали использовать их в более раннем возрасте, ребенок, скорее всего, еще некоторое время (возможно, и длительное) будет с удовольствием в них прыгать. Начинать использовать прыгунки после года уже и смысла большого нет – ведь ребенок уже и так обычно в этом возрасте довольно уверенно перемещается на ножках. Да и приучить его к прыгункам будет в этом возрасте сложнее – ему уже интереснее будет самостоятельно двигаться. Подробнее о прыгунках можете прочитать в статье про готовку с ребенком с 6 до 12 месяцев.

4. Детский табурет, желательно, устойчивый, крепкий, лучше всего деревянный – ближе к двум годам, когда ребенок уже достаточно хорошо координирует свои движения. Табурет удобен тем, что его можно придвинуть к любой точке на кухне и, встав на него рядом с мамой, активно «помогать» ей.

Чем занять ребенка 1-2 лет, пока мама готовит?

1 Небьющаяся посуда, любые емкости и кухонные принадлежности, которыми можно оперировать: складывать, раскладывать, закрывать, открывать, вкладывать одно в другое. Все эти вещи можно давать с водой – ведь ее можно наливать, переливать, разливать (а как же без этого :)), черпать, набирать и выжимать (например, кухонная губка – она вначале водичку в себя вбирает, а потом ее можно отжимать). А еще все то же самое можно делать с различными крупами, фасолью, макаронами: т.е. пересыпать, насыпать, высыпать, мерят разными емкостями…

2 Крупы еще можно лепить на пластилин, размазанный по листу бумаги или картона, или приклеивать их к той же бумаге. Но это требует предварительной подготовки от мамы, потому что сам малыш ни пластилин, ни тем более клей по бумаге еще не размажет (клей мы ему и сами не дадим). А еще в глубокой емкости с крупой можно закопать маленькие игрушки или их элементы, а малыша попросить их искать там – просто руками, ложкой, ситечком и т.п. Ну и конечно рисовать пальчиком узоры по тонкому слою крупы, оставлять на ней же следы пальцами или разными игрушками.

3 Тесто для лепки. Идеальный вариант – приготовленное мамой, чтобы быть спокойной за его состав. Самый простой рецепт соленого теста: 250 грамм муки хорошо перемешать со 125 граммами соли. В 125 мл холодной воды растворить 1 чайную ложку лимонной кислоты и добавить 1 столовую ложку растительного масла. Потом эту смесь постепенно вливают в муку с солью и замешивают тесто. Хранить такое тесто можно до двух недель в холодильнике в пластиковых пакетах или плотно закрывающихся контейнерах.

Пара нюансов:
а) если брать для теста мелкую соль, то тесто получится более мягким, а если крупную – то более шероховатым, т.к. крупинки полностью не растворятся. С другой стороны, такое тесто будет лучше массировать детские пальчики и ладошки. Так что можно выбирать любой вариант, а можно чередовать разные виды теста.
б) если есть желание, в тесто сразу можно добавить краситель, лучше всего пищевой, чтобы, опять же, было безопаснее для детского здоровья. Можно сделать и несколько цветов, чтобы было веселее.

4 рисование. Вот самые простые, на мой взгляд, варианты:

а) пальчиковые краски. Удобно, что ими можно рисовать просто руками, без кисточек, и это будет безопасно и потом легко отмоется. Лучше всего давать пальчиковые краски малышу, сидящему в надувном бассейне, — так больше шансов, что краска останется в пределах бассейна, а не на всей кухне :). В крайних случаях, когда мне очень нужно было минут 20-30 сосредоточения, чтобы меня поменьше дергали, я дочку сажала просто в ванну, включала ей тонкую струю воды и вручала краски. Это, конечно, уже где-то после полутора лет, ближе к двум, когда я могла ее так достаточно спокойно одну в ванной оставлять.

б) рисование смывающимися маркерами на холодильнике (удобно, если он белый или светлого однотонного цвета). Учитывая, что многие мамы сами пишут разные записки и напоминания маркерами на холодильнике, малыш с удовольствием будет повторять их действия.

в) найти удобное место на стене кухни, возле которого малыш может свободно стоять или сидеть, и прикрепить там кусок обоев неокрашенной стороной наружу (или несколько кусков, чтобы закрыть побольше стены), а ребенку вручить карандаши или фломастеры (лучше всего тоже смывающиеся). Ну, понятно, что обои периодически нужно будет менять, по мере их разрисовывания.

5 Чем еще можно занять ребенка с пользой – любой посильной помощью маме. Понятно, что много двухлетка и тем более годовичок не помогут, да и для мамы это настоящей помощью не будет, но нам ведь главное – поддержать интерес ребенка! Какие это могут быть виды помощи: отмерить нужное количество, перебрать и промыть крупу (любое из этих действий); подать маме овощи, какие она попросить, помыть овощи; помыть посуду – понятно, что посуду для мытья мы выделяем только небьющуюся и в целом безопасную. Да и уборкой на кухне после готовк или приема пищи можно заняться вместе: подмести, протереть лужицы на столе, помыть пол. Помните: чем старше становится ребенок, тем интереснее ему повторять за взрослыми, так что по мере возможности старайтесь поддерживать его инициативу повторять ваши действия. В результате и ребенок будет быстрее учиться координировать свои действия и вообще осваивать разные дела, и вам потом будет меньше хлопот приучать его к каким-то домашним обязанностям. Только обязательно помним, что малыша за любое его усердие нужно в первую очередь похвалить и поблагодарить за помощь, и только потом проводить «работу над ошибками» :)

Вопросы безопасности

И еще раз хочу напомнить, что мама должна быть бдительной в отношении предметов или мест на кухне, которые могут представлять собой опасность для любознательного малыша. Это, в первую очередь,

Кухонная плита: остаемся настороже и не устаем объяснять, почему это опасно и как правильно себя вести. При желании, можно приобрести специальный защитный экран – ну это уже чтобы совсем не волноваться :) Но на моем опыте – достаточно понятного объяснения ребенку, пусть даже неоднократного. Главное, чтобы запретов было поменьше – тогда они и восприниматься будут адекватно.

Розетки: на мой взгляд, опасны даже не они сами по себе, а разные бытовые приборы, которые в них включены – с одной стороны, ребенок может выдернуть вилку, чем испортить сам прибор; с другой – ребенок может нажать на кнопку включения всяких там миксеров, блендеров или мультиварок, что тоже не есть хорошо. Поэтому, опять же, объясняем, что эта часть кухни под запретом, и внимательно следим за ребенком поблизости от розеток.

Легко открывающийся шкафчики и выдвигающиеся ящики, наполненные небезопасными для ребенка вещами (бьющейся посудой или предметами с лезвиями). Как я уже писала в прошлой части, на мой взгляд, самый простой вариант – это выделить один-два шкафчика для ребенка, куда составить безопасные и интересные для него кухонные принадлежности, а к остальным шкафчикам просто закрыть доступ с помощью различных замков от детей (благо сегодня их великое множество и можно выбрать и по карману, и по удобству).

Край стола: не оставляем в зоне доступа ребенка горячие, острые или бьющиеся предметы. Даже если эти предметы находится ближе к центру стола, все равно поглядываем – двухлетке уже ничего не стоит придвинуть ту же детскую табуретку к столу и с нее добраться почти до чего угодно.

На этом у меня пока все – как конкретно по данному возрасту, так и в целом по этому циклу статей. Я не вижу большого смысла отдельно писать о том, чем занять ребенка старше двух лет на кухне. Сужу по своей дочке – она прекрасно уже занимает себя сама, пока я готовлю: или содержимым доступного ей шкафчика, или просит у меня дать ей какие-то дополнительные предметы (опасные, вроде ножа, не просит), или играет со своими обычными игрушками, просто перенося их на кухню. Да и находиться постоянно при маме у нее уже такой сильной потребности нет, так что она может убегать в другую комнату и играть там. А, ну еще книжки мы читаем: она листает, а я ей рассказываю сюжет по памяти :)

То есть вопрос, КАК готовить с ребенком на кухне, перед мной уже не стоит. Но если у вас такие вопросы остаются – по этому возрасту или другим – задавайте их в комментариях или по почте: буду рада помочь разобраться. Ну и, конечно, делитесь в комментариях своим собственным опытом – возможно, у вас есть какие-то свои фишки, о которых я не рассказала, и которые помогут другим мамам.

Вот так легко и просто вы можете готовить с ребенком на кухне. Если вы хотите узнать еще больше о хитростях жизни с вашим ребенком подписывайтесь на мой канал.

И приятной вам готовки всегда!