В России быстро развивается рынок доставки готовой еды. По итогам 2018 года его оборот вырастет на 15,5% и достигнет ₽131,5 млрд. Этому способствует оздоровление экономики: из-за низкого уровня инфляции и реального роста зарплат восстанавливается потребительская уверенность. За 2017 год заработок населения вырос на 2,9%, а за январь-октябрь 2018-го прирост составил 7,6%.
Перелом в экономической динамике и оживление потребительского спроса ощущают и операторы рынка.
«В 2017 году мы действительно почувствовали оздоровление экономики», — отмечает Руслан Гафуров, управляющий партнер Delivery Club. Количество заказов выросло на 65%, больше ресторанов хотят подключиться к сервису, растёт средний чек и частотность заказов. Положительная динамика продолжалась и в 2018 году. За 9 месяцев 2018 года выручка Delivery Club выросла на 38% и превысила ₽1 293 млн.
Компании доставки тоже начали агрессивно развиваться (они стремятся к многократному увеличению оборотов за счет как расширения географии покрытия) и агрессивно рекламироваться (чтобы повысить узнаваемость сервиса и привлечь новых клиентов).
Так, «Додо Пицца» за 2017 год открыла 113 новых пиццерий, практически удвоив свое присутствие в России. Руководство «Додо Пиццы» рассчитывало на более агрессивное развитие: оператор планировал открыть 250 новых пиццерий, но сложности с поиском и согласованием новых помещений при условии повышения требований компании к локациям усложнили процесс. В 2018 году «Додо Пицца» продолжила этот курс: за январь-ноябрь 2018 года компания открыла 84 новых ресторанов.
На российском рынке активно развиваются и конкуренты «Додо Пиццы» — американские сети Domino’s Pizza и Papa John’s. Согласно данным агентства РБК Исследования рынков, лишь за май-ноябрь 2018 года операторы открыли соответственно 50 и 30 новых пиццерий в России.
Обороты компаний от доставочного бизнеса растут вслед за расширением их розничной сети. Так, выручка «Додо Пиццы» за 11 месяцев 2018 года увеличилась на 120% и достигла почти ₽11 млрд, при этом оборот компании от доставки вырос на 136% и составил ₽6,5 млрд. Domino's Pizza развивается сопоставимыми темпами: по итогам I полугодия 2018 года оборот компании от доставочного бизнеса вырос на 88,6%. Выручка оператора в сегменте delivery в 2017 году оценивалась в ₽1,8 млрд.
На рынок вышли «Яндекс» и Mail.ru Group, и за счёт инвестиций, кадровых ресурсов и синергии с другими проектами, входящими в состав интернет-гигантов, они развиваются быстро. Согласно статистике, приведенной в квартальной отчетности Mail.Ru Group, в июне число заказов на доставку в Delivery Club составило 1,4 млн (в мае 2017 года их было 838 тыс).
В холдинге считают, что пик инвестиционной фазы завершен, и рассчитывают, что уже в 2018 году сервис начнет приносить прибыль. Delivery Club отказывается от количественного роста в пользу качественного развития. Об этом агентству РБК Исследования рынков сообщил Руслан Гафуров, управляющий партнер Delivery Club:
«…сейчас мы смещаем фокус. Мы концентрируемся на более качественных партнерах и постепенно отключаем рестораны с низким рейтингом и большим уровнем отказов».
Вместо этого компания планирует увеличивать обороты за счет создания экосистемы социальной коммерции, для чего Delivery Club уже выпустил приложение в социальной сети «ВКонтакте». Сервис также намерен увеличить скорость доставки и улучшить свой сайт и приложения.
Развитие сервисов-агрегаторов пока носит экстенсивный характер. Компании нацелены на увеличение клиентской базы за счет расширения географии присутствия, а также роста партнерской сети. Значительных успехов в этом направлении уже достиг Delivery Club: сервис работает в 97 городах России, где сотрудничает с более чем 7 500 ресторанами. За последний год компания увеличила партнерскую сеть за счет подключения 2 500 заведений.
Успехи «Яндекс.Еды» не менее впечатляющие. Несмотря на то, что сервис находится в начале своего развития, компания активно догоняет своего конкурента — Delivery Club. Напомним, что в конце 2017 года «Яндекс» приобрел 100% службы доставки еды Foodfox. Переименование последнего в «Яндекс.Еда» состоялось в начале 2018 года. Менее, чем за год к новому сервису доставки были подключились 7 000 ресторанов. География работы расширилась за счет Санкт-Петербурга, Воронежа, Казани, Краснодара, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Саратова, Сочи, Ярославля и других городов. Максим Фирсов, генеральный директор «Яндекс.Еды», отмечает:
«В 2018 году рынок показал хороший рост, по нашим оценкам — на 15-20%, а мы росли значительно быстрее рынка благодаря активной маркетинговой кампании по привлечению новых пользователей, подключению новых ресторанов и сетей и выходу в новые города. Благодаря всему этому в декабре 2018 года мы планируем перейти рубеж в миллион заказов».
Выход Mail.ru и «Яндекса» на рынок доставки не прошел бесследно. За последние годы закрылись многие сервисы-агрегаторы, например, Hitfood.ru и Restoratti.ru. Консолидация рынка продолжится: наряду с сервисами-агрегаторами ужесточению конкуренции способствуют проекты, работающие исключительно на доставку. GrowFood, Mealty, Eat Bit – be fit, Easy Meal, GENERAL FOOD — число таких проектов ежедневно растёт, при этом наиболее качественные компании начинают расширять географию охвата. Сетевые рестораны также стремятся заработать на доставке. Доля сегмента delivery у некоторых из них уже превышает 10%-порог и продолжает расти.
По ожиданиям самих игроков рынок доставки на протяжении 3-4 лет будет оставаться локомотивом развития российского общепита. По мнению Елены Ивановой, директора по маркетингу компании Domino’s Pizza, доставка может расширить ресторанный рынок на 20-50%. Такие высокие ожидания вполне оправданы. Пока рост рынка обеспечивается за счет удобства осуществления заказа через интернет и мобильные устройства.
По мнению Георгия Полякова, генерального директора службы доставки «Достаевский», само потребление носит ситуационный характер: заказы приурочены к Дням Рождения, праздникам в офисах, встречам с друзьями, отсутствию возможности приготовить еду или выйти в ресторан. Но данная модель постепенно меняется, доставка трансформируется в каждодневную историю. И в этой смене потребительского паттерна заключен огромный, пока еще нереализованный потенциал рынка доставки.
_________