Согласно действующему законодательству, состав потребительской корзины должен комплектоваться раз в пять лет.
Меньше картофеля, больше мяса?
По идее, еще в прошлом году потребительскую корзину должны были пересмотреть. Но этого не случилось. На федеральном уровне и, соответственно, в регионах приняли решение продлить ее существование в том же виде до конца 2020 года.
Почему? В материале «Прожиточный минимум и… жизнь» начальник отдела оплаты труда, уровня жизни и трудовых отношений управления по труду министерства труда и соцразвития области Наталья Ивановна Ермакова-Сосновская предположила, что «возможно, в итоге такого тайм-аута новая потребительская корзина будет максимально приближена к оптимальному набору продуктов питания, с учетом норм здорового питания, утвержденных в 2016 году Минздравом РФ».
Действительно, весной прошлого года Приказом Минтруда РФ была создана рабочая группа, в составе которой более четырех десятков специалистов, в том числе из Федерального исследовательского центра питания, биотехнологий и безопасности пищи, Департамента общественного здоровья и коммуникаций, Управления статистики уровня жизни и обследования домашних хозяйств, которая занимается усовершенствованием методологии.
Специалистами в области питания предложено увеличить в новой потребительской корзине нормы мяса, яиц, творога, свежих овощей и фруктов, уменьшив долю картофеля и хлебобулочных изделий. По их мнению, такое перераспределение будет способствовать укреплению здоровья, профилактике неинфекционных заболеваний и состояний, обусловленных недостатком микронутриентов – витаминов и минералов.
– Методология определения потребительской корзины и прожиточного минимума разрабатывается на федеральном уровне. Если она будет утверждена, на уровне региона мы тоже внесем соответствующие изменения в нормативно-правовую базу, – говорит Наталья Ивановна.
Мы будем жить пока по-старому
Пока же действует прежняя методология, вызывающая последнее время много критики.
Нынешний прожиточный минимум никак не подходит для современных условий и больше служит ориентиром для властей в предоставлении адресной социальной помощи и оценке уровня жизни.
Не дотягивает доход до этой величины – значит, человека или целую семью можно официально считать бедными.
По некоторым данным, сейчас в России более 20 миллионов бедняков, которые не вписываются даже в те скромные объемы потребительской корзины, которые существуют сейчас.
Ее рассчитывают в каждом регионе по общей федеральной методике, но с учетом природных, экономических и других особенностей.
Так, трудоспособному гражданину Ростовской области сейчас положено, например, в год мясопродуктов – 58,6 кг, яиц – 210 штук, свежих фруктов – 60 кг, картофеля – 102 кг, сахара и кондитерских изделий ( в пересчете на сахар) – 23,8 кг и т.д. У пенсионеров и детей – набор продуктов питания такой же, а вот объемы потребления – меньше.
После того, как специалисты определили стоимость продуктов питания, берут от нее 50 % – получают стоимость непродовольственных товаров, и 60 % – стоимость услуг. Все суммируют и определяют величину прожиточного минимума в донском регионе.
Она устанавливается ежеквартально для трех основных демографических групп населения: трудоспособных граждан, пенсионеров, детей, и в целом – на душу населения.
Так, в Ростовской области прожиточный минимум за 4 квартал 2018 года на душу населения – 9657 рублей, для трудоспособных граждан – 10292 рубля, для пенсионеров – 7859 рублей, для детей – 9972 рубля.
Как известно, пенсия у нас в стране не может быть меньше величины прожиточного минимума. Поэтому установлена федеральная социальная доплата, которая помогает дотянуть до этой величины.
Размер доплаты для каждого индивидуален и равен разнице между доходом пенсионера и величиной прожиточного минимума. Но не той, что устанавливается ежеквартально на региональном уровне!
Для расчета берут прожиточный минимум пенсионера, рассчитанный на год и утвержденный отдельным областным законом. Сейчас это 8488 рублей.