Я хорошо помню тот момент, когда только пришел работать в судостроение начинающим сварщиком без разряда. Ох уж не легкое было время. Пришлось пройти все этапы испытаний для того, чтобы заслужить доверие в бригаде. Начиная с работы деревянным электродом до зачистки шпигатов тяжеленной фрезой.
Приходили ребята с 4 и 5 разрядами полученными в каком то гараже. И это была их ошибка, бригада с первых дней рвала их упреками. Помню как ругались опытные сварные видя работу вновь пришедшего сварщика с 5 разрядом. И это была не просто ругань, это похоже на сцену скопища диких львов, рвущих на части молодых, не опытных, возомнивших о себе и подтвержденных трудовой книжкой юнцах. Не долго приходилось работать начинающим 5 разрядникам. Их удел уйти или работать по заниженному разряду до той поры пока не заслужишь уважение и доверие бригады. Все это происходило из-за того, что чаще всего в судостроении сварщики работают по сдельной оплате труда и лишний балласт в лице слабых, отнимал зарплату у ведущих сварных бригады.
НАКС, удостоверение 5 разряда и прочие медали, можно было оставить и лучше всего молчать о них. Для того, чтобы тебя признала и приняла бригада, ты должен показать на что способен.
Сварка полуавтоматом сплошной и порошковой проволокой это основной способ сварки в судостроении. Необходимо сваривать не только в различных пространственных положениях, зачастую совсем не удобном и труднодоступном месте, но и делать это красиво, качественно и самое главное быстро. Ведь от скорости сварки зависит сдельная оплата всей бригады. Чем больше сделали в этом месяце, тем больше получили зарплату.
Читать чертежи и знать ГОСТ это даже не обсуждается. Навык сварки под Рентген, УЗК (или УЗД), а также МПД и цветную дефектоскопию обязателен. Работа на огромной высоте на стапеле в мороз и в жару, в узких непролазных трюмах, порой со слабой вентиляцией, требуют железного характера от человека ставшего по воле судьбы сварщиком судостроителем.
И основными чертами, которыми должен владеть настоящий сварщик судостроитель это скромность, трудолюбие, упорство и умение быть человеком в самой сложной производственной ситуации.