Найти тему

Человек с портрета. Изящные красавицы на полотнах Константина Маковского

Если одним словом описать идеал женской красоты, принятый на рубеже XIX-XX веков, то, думаю, это будет слово "изящество". В те времена дамы еще носили корсеты, длинные платья, взбивали высокие прически и не злоупотребляли косметикой, сохраняя естественную красоту.

Пожалуй, самым модным художником-портретистом того времени (наряду с Валентином Серовым) был Константин Маковский. Он начинал как передвижник, и первый период его творчества посвящен изображению народной жизни. Затем он съездил в Египет и Сербию, и это путешествие изменило его интересы в искусстве, Маковский стал писать картины на исторические темы и портреты.

Автопортрет
Автопортрет

Его живописная манера отражает приемы романтизма и реализма. Как портретист, он умел выразить характер модели и при этом преподнести ее в наиболее выигрышном виде, не опускаясь до лести и украшательства, присущим салонному искусству. Художник стал моден. Иметь у себя портрет его работы было показателем вкуса и состоятельности.

Дамы, заказывавшие ему свои портреты, были, как правило, богаты и красивы. Любоваться галереей их изображений - одно удовольствие.

Портрет В.В. Бахрушиной, урожденной Носовой. 1900-е
Портрет В.В. Бахрушиной, урожденной Носовой. 1900-е

Очень эффектный портрет статной Веры Бахрушиной. Она происходила из купеческой семьи и вышла замуж, встретив на балу в Купеческом собрании, за миллионера Бахрушина. Ее решительный и самостоятельный характер показал Маковский в своей картине.

Портрет графини Е.П. Шереметьевой. 1877
Портрет графини Е.П. Шереметьевой. 1877

Чудесный овальный портрет замечательной Екатерины Шереметевой, внучки Петра Вяземского, друга Пушкина. На темном фоне выделяются ее бледные, буквально фарфоровые, лицо и руки в обрамлении пышного кружева. Она была фрейлиной и статс-дамой и активно занималась общественными делами. Прекрасно образованная, графиня основала в своем имении естественно-исторический музей, была также основательницей Общества любителей древней письменности. Много занималась благотворительностью.

Портрет императрицы Марии Федоровны - супруги императора Александра III
Портрет императрицы Марии Федоровны - супруги императора Александра III

Мать Николая II датская принцесса Мария София Фредерика Дагмар, ставшая императрицей Марией Федоровной, была красавицей. Маковский изобразил ее в драгоценном кокошнике и всю увешанную знаками императорского статуса - лента, ордена, тяжелое колье на хрупкой шее. Но на лице императрицы читается простое человеческое чувство, чуть ли не "немного потерпеть и сниму все это с себя".

Портрет Лидии Пашковой ,1866
Портрет Лидии Пашковой ,1866

Княгиня Лидия Пашкова (урожденная Глинская) показана Маковским в довольно лаконичном портрете с покрытой легким платком головой. Она смотрит прямо на зрителя своими умными, темными глазами. Эта красавица тоже была замечательной женщиной. Она известна как писательница, опубликовавшая интересные книги о своих путешествиях по странам Востока, а также как одна из первых русских журналисток. Пашкова была спецкором газеты "Фигаро" в Петербурге. Кроме того, она писала дамские романы.

Портрет Марии Петипа. 1900-е
Портрет Марии Петипа. 1900-е

Мария Петипа была дочерью знаменитого балетмейстера и танцовщика Мариуса Петипа и прима-балерины Императорского балета Марии Суровщиковой-Петипа. Понятное дело, с детства была приобщена к миру балета. Она много выступала, гастролировала, ее амплуа было характерная актриса. После революции она эмигрировала во Францию, где и умерла после тяжелой болезни.

Что бы потом ни случилось в их жизни, все эти женщины остались на полотнах Маковского юными красавицами, каждая со своим характером.

Почитайте еще на моем канале:

Красота волос и их таинственная сила, отраженные в искусстве

Королева ар-деко: неистовая Тамара де Лемпицка

История о том, как 4-летний мальчик настоял на своем и стал великим композитором

У меня есть еще второй канал на Дзене. Заходите!

А тут канал моего мужа.)