Если одним словом описать идеал женской красоты, принятый на рубеже XIX-XX веков, то, думаю, это будет слово "изящество". В те времена дамы еще носили корсеты, длинные платья, взбивали высокие прически и не злоупотребляли косметикой, сохраняя естественную красоту.
Пожалуй, самым модным художником-портретистом того времени (наряду с Валентином Серовым) был Константин Маковский. Он начинал как передвижник, и первый период его творчества посвящен изображению народной жизни. Затем он съездил в Египет и Сербию, и это путешествие изменило его интересы в искусстве, Маковский стал писать картины на исторические темы и портреты.
Его живописная манера отражает приемы романтизма и реализма. Как портретист, он умел выразить характер модели и при этом преподнести ее в наиболее выигрышном виде, не опускаясь до лести и украшательства, присущим салонному искусству. Художник стал моден. Иметь у себя портрет его работы было показателем вкуса и состоятельности.
Дамы, заказывавшие ему свои портреты, были, как правило, богаты и красивы. Любоваться галереей их изображений - одно удовольствие.
Очень эффектный портрет статной Веры Бахрушиной. Она происходила из купеческой семьи и вышла замуж, встретив на балу в Купеческом собрании, за миллионера Бахрушина. Ее решительный и самостоятельный характер показал Маковский в своей картине.
Чудесный овальный портрет замечательной Екатерины Шереметевой, внучки Петра Вяземского, друга Пушкина. На темном фоне выделяются ее бледные, буквально фарфоровые, лицо и руки в обрамлении пышного кружева. Она была фрейлиной и статс-дамой и активно занималась общественными делами. Прекрасно образованная, графиня основала в своем имении естественно-исторический музей, была также основательницей Общества любителей древней письменности. Много занималась благотворительностью.
Мать Николая II датская принцесса Мария София Фредерика Дагмар, ставшая императрицей Марией Федоровной, была красавицей. Маковский изобразил ее в драгоценном кокошнике и всю увешанную знаками императорского статуса - лента, ордена, тяжелое колье на хрупкой шее. Но на лице императрицы читается простое человеческое чувство, чуть ли не "немного потерпеть и сниму все это с себя".
Княгиня Лидия Пашкова (урожденная Глинская) показана Маковским в довольно лаконичном портрете с покрытой легким платком головой. Она смотрит прямо на зрителя своими умными, темными глазами. Эта красавица тоже была замечательной женщиной. Она известна как писательница, опубликовавшая интересные книги о своих путешествиях по странам Востока, а также как одна из первых русских журналисток. Пашкова была спецкором газеты "Фигаро" в Петербурге. Кроме того, она писала дамские романы.
Мария Петипа была дочерью знаменитого балетмейстера и танцовщика Мариуса Петипа и прима-балерины Императорского балета Марии Суровщиковой-Петипа. Понятное дело, с детства была приобщена к миру балета. Она много выступала, гастролировала, ее амплуа было характерная актриса. После революции она эмигрировала во Францию, где и умерла после тяжелой болезни.
Что бы потом ни случилось в их жизни, все эти женщины остались на полотнах Маковского юными красавицами, каждая со своим характером.
Почитайте еще на моем канале:
Красота волос и их таинственная сила, отраженные в искусстве
Королева ар-деко: неистовая Тамара де Лемпицка
История о том, как 4-летний мальчик настоял на своем и стал великим композитором
У меня есть еще второй канал на Дзене. Заходите!