В наши дни автомобили Toyota известны абсолютно в любом уголке мира, известны и как простые неприхотливые рабочие лошадки, возраст некоторых из них за 50 лет перевалил, и как люксовые, статусные, автомобили. А с чего же начиналось автомобильное направление известной в своё время машиностроительной компании, производившей швейное оборудование?
Начиналось всё с модели Toyoda AA. Здесь нет никакой опечатки. Автомобильное подразделение компании создал Киитиро Тоёда (Kiichiro Toyoda), сын владельца бизнеса Сакити Тоёды. Он очень любил автомобили, прежде всего американские, и уговорил отца открыть автомобильное направление в семейном бизнесе. Созданное им в 1933 году подразделение называлось Toyoda, а известная нам поныне Toyota Motor Co. появилась в 1937 году, уже как отдельная компания. Вернемся, впрочем, к машине.
Нет ничего удивительного в том, что первая Тойота была поразительно похожа на американский Chrysler Airflow, увидевший свет в 1934 году.
Киитиро не раз ездил в США, изучал автомобильный бизнес, смотрел за трендами будущего, что бы не создать «машину вчерашнего дня». В США 1930-х в моду входила аэродинамика, и Chrysler Airflow был первой машиной с прилизанным, аэродинамическим дизайном.
Toyoda AA появилась в 1935 году. Примечательно, что кузов у машины изначально был цельнометаллический, в отличие от ранних «Эйрфлоу», у них крыша была с мягким, несъемным верхом, а ветровое стекло было цельным, а не из двух половин. И фары были в отдельных корпусах, а не интегрированные в решетку радиатора.
Под капотом располагался рядный 6 цилиндровый карбюраторный мотор. При объеме в 3.4 литра он выдавал 62 л.с. Неплохой показатель по тем временам. Коробка передач была трёхступенчатой механической, привод задний.
Машина получилась добротной, но довольно дорогой, стоила она 3380 иен. За первый год производства собрали около сотни экземпляров.
С целью расширить производственную линейку более доступным автомобилем, на тот момент уже Toyota выпускает версию АВ с открытым кузовом типа фаэтон. Обе двери в этой машине открываются уже по ходу движения.
Так выглядел сборочный цех Toyota в конце 1930-х. С самых первых дней компания провозгласила качество своим главным приоритетом.
Город Коромо, в котором расположен завод, впоследствии был переименован в город Тоёта.
Производство самой первой Тойоты продолжалось до 1942 года, всего было выпущено 1404 машины.
Долгое время считалось, что ни одной аутентичной Toyota АА в мире не сохранилось, но в 2008 году во Владивостоке был обнаружен странный автомобиль.
Первоначально даже его новый владелец считал, что это - Chrysler Airflow. Машину продавал то ли внук, то ли правнук человека, который в своё время использовал её для своих нужд.
Как и когда она вообще попала в Россию – история умалчивает. Время оставило свой след, хозяин ремонтировал свою машину, ставил запчасти которые были доступны, что бы она ездила.
Вероятно, во время одного из ремонтов руль переместился с правой стороны на левую, двигатель от «Победы», рулевое и мосты, вероятно, тоже от неё…
Единственная в мире аутентичная Toyoda АА, 1936 года выпуска (из первой сотни экземпляров), хоть как-то сохранившаяся, выставлена в музее Louwman в Нидерландах. Музей выкупил эту машину, и выставил в таком виде, в каком она была найдена в России. В заводском музее самой компании выставлены современные реплики.
Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.
Я на Drive2.ru и в Телеграм