У вас случался внутренний диалог стоя перед зеркалом?
«Выгляжу будто старее, чем на самом деле»
«Устал, но ведь день только начался»
«Много дел, мне некогда отдыхать»
«В последнее время нервничаю больше, чем обычно»
«Нет времени сходить к врачу, само пройдёт»
Когда работа на первом месте, здоровье автоматически уходит на второе, начинаются проблемы. Как с этим работать, почему нельзя пускать на самотёк? Кто такие прокрастинаторы и что у них стоит позаимствовать трудоголику узнавала Валентина Юхнова.
Сложно после праздника раскачать извилины и приниматься за работу, особенно когда ты прокрастинатор. У трудоголиков дела обстоят значительно проще, ведь они, возможно, и не отключались от рабочего процесса.
Для трудоголика сама суть жизни в работе, в то время как прокрастинатор часто откладывает многие дела на потом. По крайней мере так может показаться на первый взгляд. Если разбираться, то находится достаточно признаков и особенностей как у одних, так и у других. Сам термин «трудоголизм» впервые был использован в начале 1970-х.Человек, для которого нет понятия «отдых», всегда думает о работе, даже когда спит. Отпуск для трудоголиков сравним с ломкой, ведь они остаются без работы на определённый период, а расслабляться не умеют совершенно.
Признаков у такого расстройства довольно много, перечислю вам наиболее заметные:
– маниакальная тщательность в работе;
– стремление быть во всём правильным, отсюда и затруднение в выборе;
– страх перед ошибками;
– упорство, перерастающее в упрямство (всё хорошо в меру, правда?);
– излишняя прямолинейность в достижении цели;
– без работы лишь чувство раздражения и неудовлетворённости;
– дружеские контакты, хобби, увлечения уходят на второй план, а то и вовсе исчезают;
– неудача на работе сравнима с катастрофой мирового масштаба;
– чрезвычайно сложно понять, чего же хотят домашние, ведь работа не ждёт.
«Мы уже говорили о работе? Нет? Пойдём работу работать, хватит тут сидеть!» Ни к чему хорошему такой подход к жизни не может привести, ведь организму нужен отдых. Но для подобных пчёлок-трудяг его попросту не бывает. Закончили одно дело, тут же появляется маниакальная жажда взяться за следующее. Такая цепочка не прерывается долгие годы.
Мы задали пару вопросов по этому поводу психологу Екатерине Суворовой.
Что делать, если не можешь расслабиться и отвлечься от работы?
Мне кажется, вопрос не имеет однозначного ответа. Сейчас такие высокие скорости работы для того, чтобы быть в строю. Нужно больше успевать, много делать. Я в своей профессиональной сфере часто сталкиваюсь с тем, что если люди чуть-чуть останавливаются, то у них возникает много тревоги. Они замечают, например, что их не устраивает работа или ещё что-то. Довольно часто трудоголизм можно рассматривать как побочный способ работать с тревогой. Но важно знать, что есть жизнь и помимо работы.
Вы сказали о тревожности у трудоголиков. Как её избежать? Что стоит делать, если понимаешь, что у тебя наступает тревожное состояние?
Пробовать не избавляться от чего-то, не заставлять себя, не избегать. Наоборот, такие моменты важны. Необходимо подумать, что именно сейчас тревожит, потому что не замечать тревогу значит провоцировать разные тревожные расстройства. Трудоголизм в последних стадиях приводит к депрессивным расстройствам. Если устал, то нужно отдыхать, набираться сил, переключаться. Как с дыханием — вдох-выдох: чем больше я отдыхаю, тем лучше и эффективнее я могу работать, мне удается и вдыхать, и выдыхать, это же часть естественного баланса.
С трудоголиками и любителями жить работой по мере сил разобрались. Теперь прокрастинаторы. Вы любите откладывать дела на потом? Не можете начать хоть что-то делать? Перед важными делами у вас есть якобы более интересные и нужные? Заметьте, никто не говорит о лени, это совершенно другой термин, и в данной ситуации он не совсем уместен. Лень — это отсутствие желания действовать вообще, не говоря уже о работе. Прокрастинация же — систематическое откладывание дел на потом. В оксфордском словаре от 1548 года термин упоминается, но при этом первые пробы изучения были лишь в 70-х годах.
Итак, признаки:
– систематическое откладывание дел на потом;
– отсутствие самодисциплины и мотивации;
– страх неудачи;
– неуверенность в себе;
– нерешительность;
Ноа Милграм в 1993-м написал простую и понятную классификацию прокрастинаторов:
– бытовые (те, кто откладывает домашние дела в дальний ящик),
– компульсивные (тут и дела откладываются, и принятие решений также отодвигаются в сторону),
– академические (любители учить что угодно «как-нибудь потом»),
– невротические (для таких людей принятие жизненно важных решений весьма сложная задача, они не справляются и убирают вопрос, как надоевшую футболку).
Так что, пока одни откладывают задачи, другие откладывают принятие решений. И один из самых интересных видов прокрастинации — упорядоченная. У вас есть постоянно пополняемый список дел от поливки цветов до планов завоевания мира, и вы, чтобы не делать более серьёзное дело, переключаетесь на менее сложное. Почему же именно упорядоченный прокрастинатор так полезен для общества и, в первую очередь, для самого себя? При правильном подходе у него есть возможность быть максимально продуктивными. Главное, не нервничать и верно расставлять приоритеты. Составление списков — это один из способов, которые могут помочь. Не забудьте записать туда не только «выпить кофе и помыть кружку», но и «ответить на письмо по работе». Таким образом вы создаёте себе поле деятельности и испытываете удовольствие от выполнения пунктов списка. Последний момент немаловажен, иначе вся затея потеряет смысл, и вы не сможете быть продуктивным, если того потребует ситуация.
Интересно было получить мнения разных специалистов, открыть для себя другой подход к ситуации, поэтому к Екатерине Суворовой присоединилась Анна Михеева — социальный психолог, тренер по развитию личности.
Как побороть в себе желание отложить дело на потом?
Анна: Во-первых, нужно создать мотивацию и спросить себя «Зачем мне это надо? Что будет если я этого не сделаю сегодня? Что будет, если я сделаю это сегодня?» Во-вторых, обязательно расставить приоритеты (на сколько реализация дела является важной сейчас).
В-третьих, если дело большое, его следует разбить на небольшие части и реализовать постепенно (правило съесть слона по кусочкам).
Екатерина: Чаще всего люди прокрастинируют в сложных ситуациях, например, перед экзаменом или собеседованием. Если копнуть глубже, то, когда мы боремся с чем-то, возникают последствия. Так сказать, любое наше движение встречается с сопротивлением. В этом случае нужно не бороться, а разбираться с мотивацией, почему я не хочу и почему мне это может быть трудно.
Способны ли прокрастинация и трудоголизм друг друга дополнять?
Анна: В некоторых случаях это могут быть две крайности.
Речь идёт о перфекционизме и сосредоточенности исключительно на результате вместо процесса, а также низкой самооценке, неумении планировать и распределять усилия. Помимо этого, всё зависит от определённой ситуации, ведь если у людей схожие проблемы, то прийти к быстрому результату им будет сложно.
Екатерина: Если рассматривать прокрастинацию и трудоголизм, то это, скорее, симптомы. Что-то происходит, некоторый баланс нарушается. Если мне трудно взяться за работу, то есть некоторая вероятность того, что я устал или мне не интересно то, что я сейчас делаю. Трудоголизм может быть связан с тревогой. Поэтому, мне кажется, самое важное — смотреть на эти два процесса как на симптомы того, что происходит в жизни человека. А действительно ли я занимаюсь тем, что люблю? Нравится ли мне моя работа? Что я могу делать в своей компании даже в существующих рамках компетенций.
PS: Будет правильным напоследок предложить небольшой дайджест приложений. Одни хороши для трудоголиков. Другие же помогут собраться прокрастинаторам.