Психотерапия становится всё более востребованной, и даже в России уже более открыто говорят о проблемах психоэмоционального состояния. Появляется всё больше нишевых услуг, в том числе высокотехнологичных — в последние несколько лет на западе развивается VR-психотерапия. В России это явление пока очень точечно, но есть шансы, что «уловки» в виде VR-очков смогут привлечь большее количество людей заниматься своим психологическим здоровьем. Приведем главное, что нужно знать о VR-терапии сегодня.
VR-терапия — привлекательная форма уже работающих методик
На сеансе происходит то же самое, что и в поведенческой терапии, когда психолог и клиент отправляются на место, где с последним происходила неприятная ситуация. Только теперь это можно визуализировать с помощью виртуальной среды. Или вместо того, чтобы попросить клиента что-то представить (работа с воображением — большой раздел психотерапии), дать ему VR-очки и подключить к софту. Главное — стоит понимать, что существующий сегодня VR-контент разработан под определенные виды расстройств: разного рода фобии, стресс, социальную тревогу, расстройства пищевого поведения, посттравматический стресс (ПТС), а также может стать дополнительным стимулом в борьбе с депрессией (но не единственным). Вопросы вроде «как избавиться от созависимых отношений», «как пережить утрату» и другие «глубинные» проблемы VR пока не решает.
VR-сеанс выглядит обычно и его стоимость приемлема
Как и на обычном сеансе, психолог задаст несколько вопросов на выявление проблем и целей, а затем подключит к виртуальной реальности. На каждом сеансе будут представлены различные ситуации со всё большим приближением к пугающему стимулу. Психолог будет комментировать и поддерживать на всех этапах терапии. Услуга в среднем должна стоить так же, как и обычный сеанс, учитывая, что сам психолог может использовать VR в качестве интересного маркетингового хода для привлечения клиентов.
Контент для борьбы с фобиями и стрессом
Разработкой контента пока занимается около 40 американских и европейских стартапов. Он представляет собой небольшие сюжеты для разных видов фобий. Самые популярные платформы и приложения сегодня:
— Virtual Reality Medical Center — для борьбы с аэрофобией, имитирует реальные полеты;
— Virtual Bodyworks — контент для переживших домашнее насилие;
— ITSY — для тех, кто боится пауков;
— DEEP — поможет справиться с ежедневным стрессом и глубже погрузиться в медитацию;
— Oxford VR — для социофобии и психозов;
— Virtually Better — охватывает целый спектр фобий: боязнь публичных выступлений, высоты, природных катастроф, а также поможет справиться с алкогольной и наркозависимостью;
— Bravemind — старейшее приложение для вернувшихся с войны солдат.
Не все побочные эффекты выявлены
Пока выявлен только один явный побочный эффект — это киберукачивание, которое, впрочем, присуще любой области VR. Открытыми пока остаются и некоторые морально-этические вопросы, связанные с контентом для ПТС, который представлен в виде военных действий. Один из механизмов преодоления стресса — это привыкание. Но этично ли, что человеку постоянно показывают картины насилия, и как привыкание к этому отразится на нем в будущем? Исследований на этот счет нет.
Более широкое распространение зависит от технологического скачка
Пока весь VR-контент выглядит немного примитивным и не таким графически привлекательным, как, например, в видеоиграх. Если бы изображение успевало рендериться так же быстро, как наше естественное зрение, киберукачивание было бы еще более сильным, поэтому контент делают упрощенным. Но если технологии выйдут на более высокий уровень, то такая терапия станет более привлекательной не только для гиков. К тому же должны появиться возможности дистанционного сеанса, когда клиент в домашних условиях сможет надеть VR-шлем, подключиться к софту и аудиоканалу для переговоров с терапевтом.
Технология не заменит реального терапевта
В любом случае VR-терапия — это только форма, новый и интерактивный способ научиться определенным навыкам, результаты которых всё равно нужно проговаривать со специалистом. Технология — только 10% возможного результата, всё остальное в терапии — это выстраивание отношений между клиентом и психологом.