Всем привет! Сегодня в программе несколько коротких историй про тех, без кого мировое искусство невозможно представить. Винсент Ван Гог, Анри Тулуз-Лотрек, Поль Сезанн, Анри Руссо, Поль Гоген - необыкновенно талантливые художники, которых невозможно причислить к какому-либо направлению живописи. Единственная связь между ними - стиль каждого из них уникален.
С чем едят постимпрессионизм?
Давайте с азов - сам термин придумали уже в 20м веке для того, чтобы хоть как-то объединить художников конца 19 века для выставки Роджером Фраем (художник, художественный критик из Лондона). Курьёз истории - выставка провалилась, а название прижилось.
Чем отличается постимпрессионизм от импрессионизма? На самом деле коренных отличий не так много. Это скорее эволюция художественного видения, ещё больший уход от классицизма и нарастающее желание пожертвовать деталями ради большего влияния цвета и композиции. Из характерных особенностей можно выделить:
- Отказ от сиюминутности в изобразительном искусстве (помните, импрессионисты пытались поймать момент и запечатлеть его, ради чего собственно и пошли на пленэр, отказались от монументальности, начали писать простые сюжеты);
- Отказ от деталей ради обобщения основополагающих начал - объем, структура, весомость предметов;
- Стремление передать внутренние переживания и эмоции, наделить ими свои произведения;
- Символизм и эзотерические мотивы в сюжетах и образах;
Винсент Ван Гог - ты сойдешь с ума от его работ!
Когда речь заходит о гениях вне каких-либо художественных течений, то первым на ум всегда приходит Ван Гог. Его биография этому крайне способствует - долгий поиск себя, конфликт с родителями, эксцентричное поведение, наблюдения в психических лечебницах и неустанное желание рисовать, рисовать, рисовать!
Винсент Ван Гог был новатором как в технике живописи, так и в манере подачи сюжета. Вот список особенностей, которые вы наверняка увидите и сами, если приглядитесь:
- Работа в технике импасто (это фактурные мазки, когда краска наносится густо, без растушевки);
- Неимоверно насыщенная и яркая для своего времени палитра (да, да, в конце 19 века почти никто не рисковал использовать настолько яркие цвета и не смешивать их. Даже палитра импрессионистов блекла по сравнению с работами Винсента);
- Использование цвета для передачи собственного отношения к изображаемому сюжету, отход от реалистичности;
Анри Тулуз-Лотрек - самоироничный карлик, который прославил ночную жизнь Парижа
Вы можете себе представить, что ещё в конце 19 века плакаты были произведениями искусства, а писать портреты проституток и танцовщиц являлось табу? Так вот, в любую эпоху может найтись бунтарь, который будет рушить каноны. Таким человеком оказался Анри Тулуз-Лотрек. Его стиль нельзя отнести ни к классицизму, ни к импрессионизму, он самобытен, оригинален, хотя в его основе и лежит академическая школа, но переосмысленная и синтезированная с японской гравюрой.
Из характерных особенностей стоит отметить следующие:
- Сюжеты о жизни кабаре, борделей, баров;
- Техника, свойственная классической живописи - перенос чернового изображения на холст и дальнейшая работа в студии;
- Динамичная, косая композиция, продолжающая традиции Дега и японских гравюр;
- Плакатная техника, работа со шрифтами;
- Психологизм в портретах, пренебрежение задним фоном, если он не помогает раскрыть характер модели;
Поль Сезанн - борьба противоположностей
Если говорить о постимпрессионистах-одиночках, то категорически нельзя обойтись без упоминания Поля Сезанна. Практически все художественные критики и историки искусства считают, что Сезанн и есть постимпрессионизм. Поль Сезанн обучался классической живописи, но учителя отзывались о нём, как о художнике, который не умеет рисовать. Несмотря на всю критику, все негативные отзывы, он продолжал творить, высылал свои работы на каждый ежегодный Салон и в итоге, спустя 18 лет, удостоился быть выставленным. Если и выбирать какое-либо определение этому замкнутому творцу - то, наверное, лучшим было бы - упорный художник, находящийся в вечном поиске.
Давайте теперь об особенностях стилистики и техники Сезанна, чтобы точно не спутать его ни с кем другим:
- Намеренное искажение перспективы в натюрмортах, попытка на одном изображении показать предмет с нескольких ракурсов;
- Особая техника квадратных мазков, позволяющая лучше проявлять формы изображаемых предметов;
- Явные, жирные контуры предметов;
- Отказ от натуралистической передачи предмета, “эскизность” работ;
Анри Руссо - наивный простак, “таможенник”, масон, прародитель наивного искусства в живописи.
Если среди художников конца 19 века было много эксцентричных людей, то даже на их фоне можно выделить Анри Руссо - человека, описываемого современниками как крайне простого, наивного, не обидчивого человека, однако умеющего дать острый ответ насмешникам. Руссо начал свой художественный путь очень поздно - после сорока лет, однако это не помешало ему стать одним из самых значимых художников постимпрессионистов. Как Бранкузи положил начало наивного искусства в скульптуре, так его первооткрывателем в живописи был Анри Руссо.
А теперь несколько отличительных черт этого неподражаемого художника:
- Создание перспективы на картинах при помощи цвета;
- Фантастические звери и растения;
- Глубокое понимание и мастерство использование чёрного цвета в работах;
- Колоссальный размер холстов;
Поль Гоген - гений в поисках полинезийского рая
И замыкает пятёрку постимпрессионистов вне каких-либо границ и рамок объединений или художественных течений Поль Гоген. Если про каждого предыдущего художника из нашей статьи можно было сказать, что он был необычным человеком и великим художником, то даже на их фоне судьба Поля Гогена выглядит более ярко. Проработав 6 лет моряком и посетив многие экзотические для европейца места, получил место в брокерской конторе, но через время отказался от стабильной жизни и посвятил себя живописи. Потеряв семью, друзей и всякий доход Поль отправился на острова, где смог создать свои лучшие работы.
Ну и, конечно же, самые яркие признаки, по которым вы сможете отличить работы Гогена от прочих художников-постимпрессионистов:
- Яркие, насыщенные цвета;
- Декоративность изображения, отказ от теней;
- Символизм в сюжетах и изобразительных приемах;
- Сдержанная геометрически выверенная композиция;
- Уход к абстракционизму в некоторых элементах.
Вместо послесловия
Надеюсь, что мне удалось дать краткий и простой экскурс в личности постимпрессионистов, которые жили и творили вне других творческих течений. Про художественные течения постимпрессионизма отдельно я ещё напишу, так же как и про художников-современников, так что оставайтесь на связи!
Ну а пока ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Оставляйте комментарии, если есть какие-либо пожелания по тому о чём вам захочется спросить или почитать, я всегда рад обратной связи.