Найти тему
1520. Все о путешествиях

Стенки с непонятным рисунком. Что за материал использовался в метро и куда он делся?

Помните ли вы, как еще совсем недавно на стенах в поездах были странные и непонятные рисунки? Это были какие-то хаотически расположенные геометрические фигуры… В метро был, в основном, желтый цвет, а в плацкартах – белый. Теперь таких вагонов почти не осталось.

Линкруст в качестве покрытия внутренней стенки вагона метро в Москве. Wikimedia / Михаил Щербаков
Линкруст в качестве покрытия внутренней стенки вагона метро в Москве. Wikimedia / Михаил Щербаков

Облицовывать стены таким материалом начали еще с самых первых поездов Московского метро. Эти вагоны назывались «тип "А"» (выпускались в 1930-е годы), стены были синими, но уже из этого загадочного материала.

Восстановленные вагоны типа «А». Фото: wikimedia / Артем Светлов
Восстановленные вагоны типа «А». Фото: wikimedia / Артем Светлов

Этот же материал использовался и при производстве следующих моделей вагонов, вплоть до 1970-х годов. Все, конечно, помнят желтые стены вагонов метро.

Этот материал называется линкруст. По названию ясно, что он родственник линолеума. Оба материала придумал англичанин Фредерик Уолтон в конце 19 века. Первоначально продукт назывался Linoleum Muralis, но позже он был переименован в Lincrusta-Walton. Компания производит его и по сей день.

Фредерик Уолтон
Фредерик Уолтон

Правда, создатель предполагал, что линкруст, самые продвинутые обои с уникальным тиснением и возможностью покраски в любой цвет, будет элитным материалом. Но в Советском Союзе решили иначе и начали отделывать им общественные здания, стены вагонов и каюты кораблей.

В 1970-х годах от линкруста отказались. Появился более практичный и менее горючий пластик, который и безопаснее, и моется легче.

Вагоны типа Ем, последний из выпускаемых с отделкой линкрустом. Фото: wikimedia
Вагоны типа Ем, последний из выпускаемых с отделкой линкрустом. Фото: wikimedia

Сегодня вагонов с отделкой из линкруста практически не осталось – ни в московской, ни в петербургской подземке. Так что, если вы вдруг попадете в такой вагон, сфотографируйте стену на память. Сейчас он уже уходит в историю.

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «1520. Все о ж/д», чтобы не пропускать новые публикации.