Найти тему
belinvest.by

МИНФИН НЕ РЫНОЧНЫЙ ИГРОК

Оглавление

Что удалось дополнительно узнать  о долговой политике государства на IV круглом столе «Долговой рынок Республики Беларусь».

Заявленный изначально докладчик от Минфина заместитель министра Андрей Белковец по причине служебной командировки опаздывал на мероприятие и появился сразу из аэропорта немного попозже. Слово держал - Михаил Прищепа, начальник главного управления государственного долга Министерство финансов РБ.

По его словам,  за прошедший год Беларусь дополнительно получила более 20% доходов бюджета (предварительно более $ 4 млрд ).  Повезло с нефтяной конъюнктурой и приростом экспорта. Особо выделяется экспорт ИТ-услуг,  превысивший $1 млрд и обогнавший такие сектора, как машиностроение и строительство. Не забыв упомянуть о грамотном и консервативном бюджетном планировании Минфина, спикер сказал о спокойной и продуманной позиции рефинансирования госдолга, приходящегося на текущий год.

Наиболее проработанным рыночным сегментом чиновник считает рынок евробондов, на котором Беларусь закрепилась. Теперь - очередь корпоративных заемщиков. Выход на локальные рынки России и Китая требуют дополнительной подготовки и наблюдения.  В то же время, представитель Минфина считает действующие суверенные кредитные рейтинги не соответствующими реальной платежеспособности страны. Но Беларусь терпеливо работает над их повышением и ожидает позитивной динамики.

Дополнительные доходы бюджета это, конечно, хорошо. И пик выплат по госдолгу в 2018 пройден. Но на текущий год приходится тоже не малая сумма - более $4 млрд с пестрым букетом кредиторов.  Особенно не расслабишься. А вот отношение к своему международному рейтингу как раз многое проясняет в рыночных позициях Минфина на всех рыночных сегментах. Об этом ниже. А пока напомним, что свеженький комментарий экспертов Fitch Ratings как раз говорит о более слабых характеристиках Беларуси в сравнении с соседями по рейтинговой категории «В».

К дискуссионной части круглого стола подоспел заместитель министра финансов  Андрей Белковец и более подробно все пояснил.

Китай.

Китайский рынок - сложный . И об этом твердят даже более опытные и титулованные заемщики. Там нет прецендентов размещения суверенов с таким рейтингом как у  Беларуси  (АА+ от CCXI ). При этом спецификой хитрых китайцев является то, что они хотят иметь хорошую доходность при отсутствии риска. Аппетитов к риску - ноль. У хитрых белорусов прямо противоположная позиция. Минфин хочет продать свой риск задешево и подлиннее.

То есть, китайцы говорят прямо: "В этом бутике таким не торгуют". А Минфин ссылается на отсутствие какого-то регулирования , непонимание как действовать, не интересные ценовые параметры заимствований...  В итоге все сводится к дипломатичным заявлениям :

"Трехлетняя панда нам не нужна. Переплачивать не очень хочется. Горящей потребности в заимствованиях нет. Продолжаем изучать ситуацию, стоимость, а также возможные действия по повышению рейтинга. Гораздо интереснее выйти на рынок евробондов», — сказал А. Белковец.

С Китаем все понятно? До лучших времен, до лучших рейтингов.

Россия. 

Здесь приблизительно та же история. Только прицеливание. То есть, четкой рыночной позиции, что нам этот сегмент рынка нужен, интересен и мы готовы к действиям - нет.

"Курсовая динамика волатильная, смотрим за изменением ставки рефинансирования, можем в ближайшее время подать документы на регистрацию , но параметры выпусков не определены. Да и сам рынок не сильно интересен, если только с прицелом на некий бенчмарк для готовящихся займов корпоративных эмитентов."—  А. Белковец.

Вода на киселе.  И это пока еще все вдалеке от ценовой торговли, в процессе которой опять может появиться несоответствие интересов. Белорусские регуляторы озабочены поддержанием должного уровня ЗВР. Российский рубль в этом деле не помощник. А тут еще и работать нужно засучив рукава. Да ну его.

Внутренний рынок. 

Думаете в отношении внутреннего рынка аргументный ряд меняется ? Не особенно. На внутреннем рынке, по-мнению Минфина,  нет ни ликвидности, ни нужных  характеристик заимствований.

"На наши бумаги нет спроса , в системе нет соответствуюшей ликвидности. От года до двух со ставкой 13-14% Минфин не видит смысла. Но от валюты уходить надо. В рамках прогноза планируется перевод внутреннего госдолга в национальную валюту до 2025. Процесс не быстрый, делать это будем постепенно ." —  А. Белковец.

Извините , конечно, но от такого просто уши вянут. Позиция наблюдателя, оформленная на внешних рынках просто проецируется на внутренний. По боку Китай и Россию, но для статуса национального финансового регулятора подобная позиция просто неприемлема. Если Минфин не имеет рыночной  позиции в собственном рублевом пространстве, не понимает как нагнать ликвидность на собственные инструменты, не понимает важность рыночных процентных ориентиров для внутреннего денежного рынка, что остается делать остальным участникам рынка? Наверное, проще прикинуться 52 американским штатом , заимствовать последние три года исключительно в валюте и при этом неустанно говорить о некой дедолларизации.
Возвращаться на собственный рынок рано или поздно придется. И цену платить за построение рынка практически с нуля тоже придется соответствующую. Кстати, ставка в 13-14% годовых при 9,5% девальвации национальной валюты за прошлый год выглядит намного безопаснее для внутреннего долга , чем 5,5% в долларах США. Арифметически цена денег та же, но валютных рисков - ноль. 
Так что ждем , пока регулятор соберется с мыслями и силами, чтобы начать кропотливую и регулярную работу на внутреннем финансовом рынке. 

В заключении напомним пару скучных абзацев из документов, регламентирующих деятельность министерства , размещенных у него на сайте.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ Министерства финансов:

проведение единой финансовой политики, осуществление регулирования и управления в финансовой сфере деятельности и координация деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления;

И ФУНКЦИИ

анализирует состояние денежного обращения в республике, работу банковской системы, вопросы функционирования рынка государственных ценных бумаг, разрабатывает предложения по сбалансированности денежного обращения, выпуску, размещению и погашению государственных ценных бумаг, функционированию национальной денежной системы