Попасть на край земли очень просто. Куда проще, чем вы думаете. Берем автомобиль с бронебойной подвеской, отъезжаем пару сотен километров от Минска - и вот мы уже там, откуда люди как-то незаметно капитулировали, вернув землю природе. Богом забытое место? Вот как раз церковь здесь есть!
Деревня Славное - это и впрямь край белорусской земли у самой границы с Россией. Именно в этих краях, в Мстиславском районе Могилевской области, проходило детство белорусского писателя и деятеля белорусского национального движения начала XX века Максима Горецкого. Поэтому мы здесь, помогаем знаменитому белорусскому путешественнику Юрию Жигамонту снимать очередной выпуск его "падарожжа".
Но у каждого - свой фронт работы. Съемочная группа рассказывает про Славное и Горецкого, а я - про автомобиль, который нас сюда доставил. Это универсал Lada Vesta SW Cross с 1,8-литровым двигателем и механической коробкой передач. На коротком тест-драйве он уже был, а как покажет себя в дальней поездке и разнообразных условиях?
Еще утром, раскладывая вещи в багажнике, мои пассажиры заметили, что машина на сей раз не очень большая (ну да, после Mitsubishi Pajero Sport и VW Terramont!). Ребята, да сюда раза в три больше влезет, чем вы загрузили! Даже не при самой плотной компоновке мы с лихвой вписались в минимальную конфигурацию "до полки". А ведь можно еще "уплотниться", шторку свернуть - и грузить, грузить, грузить…
Хотя, объективно говоря, багажник вовсе не рекордных размеров. Ведь даже заявленные 480 литров - это с учетом "подвала" с удобными "пеналами" под половинками "пола". К тому же проем из-за заваленных задних стоек крыши сверху заужен, а между нижней кромкой и приподнятым полом образуется порог. В общем, с перевозкой габаритных вещей могу возникнуть вопросы.
Но для всего остального багажное отделение универсала приспособлено очень неплохо. Два плафона подсветки, крючки по кругу, удобная ниша с удерживающей сеткой по левому борту и небольшой тайник по правому - с удобством и практичностью все в полном порядке. Опять же вспомним про "подполье", а также дополнительное свободное пространство в нише под "запаской" - с раскладкой "мелочовки" проблем точно не возникнет.
С размещением пассажиров в салоне тоже все неплохо. Запас пространства для задних пассажиров не в избытке, но для человека средней комплекции места точно будет достаточно. Чуть хуже придется среднему пассажиру, которому будет мешать заметно выступающий трансмиссионный тоннель. Кстати, в дорогих версиях сзади появляется подлокотник и подогрев сидений, а в нашем экземпляре уже есть стандартная розетка на 12 вольт.
"Мне Vesta падабаецца, у ёй добра спiцца", - замечает Жигамонт после нескольких часов пути. А почему бы и нет? Шумоизоляция действительно хорошая (одна из лучших в сегменте), плавность хода на высоких скоростях отменная - можно и поспать! Главное, чтобы водитель редко пользовался стеклоомывателем, который жужжит просто неприлично громко! Особенно на уровне проработки всего остального.
Понятно, что материалы отделки недорогие, а пластик только на вид мягкий. Но все равно интерьер выглядит неплохо (тем более что в версии Cross он оживлен контрастными вставками), качество сборки тоже нареканий не вызывает. Помнится, одна из первых тестовых Vesta уже через несколько месяцев обзавелась "сверчками" в салоне, а здесь пока тишина.
В дальней поездке оказываются очень кстати те мелочи, которые вроде уже и не замечаешь, но они облегчают водителю жизнь и повышают общий комфорт. Взять те же "дворники": после режима обмыва стекла щетка через какое-то время делает "контрольный взмах", убирая со стекла оставшиеся капли. При включении заднего хода автоматически включается задний стеклоочиститель. Опять же есть датчики света и дождя. А во время длительной стоянки забывчивый водитель не посадит аккумулятор, оставив включенным свет в салоне: через 10 минут подсветка сама отключится.
Но можно и придраться. Например, люфтящие кругляши климат-контроля без выраженной фиксации положений не создают ощущения "добротности". Да и сама климатическая система вызывает вопросы. Например, почему при выставленных +22°С мне по-прежнему прохладно даже в куртке? И почему при интенсивном обдуве воздух вырывается из боковых дефлекторов аж со свистом?
Эргономика проработана неплохо, рулевую колонку можно подогнать и по углу наклона, и по вылету, водительское кресло имеет регулировку по высоте, у спинки - регулируемый поясничный упор. Но подушка коротковата, а пластиковый руль, несмотря на удобную форму обода, не самый "хваткий".
А еще нарядная оранжевая подложка циферблатов - на любителя: и выглядит слишком "мультяшно", и показания считываются как "примерные" (нет рисок с мелким шагом). Еще одна претензия в темное время суток - нерегулируемая подсветка "приборки" и всей панели.
Многовато придирок? Но ведь Vesta уже воспринимается как полноценный игрок в своем сегменте, без скидок на цену или "стоимость бренда", поэтому и спрос как со всех. Однако даже при таком подходе цепляться удается разве что по мелочам. А серьезная претензия только одна - к мотору.
Тестовый автомобиль - из первых партий, а значит, с ранней и не самой удачной версией прошивки 1,8-литрового двигателя. Несмотря на наличие фазовращателя на впуске, "низов" у мотора, считайте, нет! Причем полдела, что тяга на малых оборотах скромная. Если опускать стрелку тахометра ниже 2000 об/мин, автомобиль и вовсе начинает подергиваться, будто в топливной системе не инжектор, а плохо отрегулированный карбюратор!
В итоге старт с места и маневрирование на малых скоростях требуют как минимум привыкания (а поначалу кажутся сущим наказанием!), а для хорошего ускорения в любом диапазоне скоростей приходится как следует крутить мотор - и это наверняка вносит свою лепту в увеличение расхода топлива. Зато в таких режимах недостатка в тяге и динамике нет даже на трассовых скоростях: с четырьмя людьми в салоне Vesta уверенно разгоняется во время обгонов, главное - держать обороты!
Говорят, что новые машины, которые идут уже с новой топливной рейкой и модернизированной программой управления, недостатков с приемистостью и тягой на малых оборотах, а также в переходных режимах лишены. Ну а на месте владельцев ранних экземпляров я бы подумал над альтернативной прошивкой.
Возможно, именно из-за недостатка тяги на "низах" круиз-контроль может допускать порой падение скорости на подъеме (если стрелка тахометра находится в районе 2000 об/мин). Но вот что интересно: можно переключиться на передачу вниз, и "круиз" не отключится, а вернет скорость к нужному значению! Обычно на машинах с "механикой" такой фокус не проходит, "автопилот" просто отключается.
Стоило заехать за Могилев, и ровные дороги сменились направлениями. И на первое место вышла ходовая часть. Лично мое мнение: исполнение Cross, безусловно, выглядит эффектно, но выбор в его пользу эмоциональный, а никак не практичный. Судите сами. На ходу Cross жестче за счет иных настроек подвески и низкопрофильных шин размерности 205/50 R17. Причем официально они безальтернативны!
А ведь покрышки 195/55 R16, предложенные для SW, не говоря уже про базовые для Vesta 185/65 R15, и дешевле, и комфортнее. Опять же, в том числе и за счет 17-дюймовых "катков" (а также иной аэродинамики и большей массы), Cross-версии несколько медленнее и "прожорливее" остальных модификаций.
Впрочем, что касается плавности хода, жестковатой Vesta SW Cross кажется лишь на стыках да на ямках с острыми краями. А вот на более крупных неровностях с округлыми краями ожидаемых потряхиваний нет. И лишь при проезде "лежачих полицейских" порой дает о себе знать типичная проблема многих "подвышенных" моделей - ограниченный ход стоек на отбой.
Ну а наилучшим образом настройки подвески раскрываются на ухабистых дорогах: скорость под "сотню", асфальт в заплатках ровным никак не назовешь, но на продольных и поперечных волнах кузов раскачивается умеренно, боковых уводов нет, а плавность хода остается высокой. В общем, чем хуже дорога, тем больше мне нравится этот автомобиль. А если съехать с асфальта?
До бездорожья, даже легкого, дело так и не дошло, но оно и к лучшему: на тяжелом тающем снегу много от переднеприводного автомобиля ждать не приходится, даже с 20-сантиметровым дорожным просветом и приличной имитацией межколесной блокировки.
Но по крайней мере на заснеженных локальных дорожках я чувствовал себя уверенно. Во-первых, большой клиренс и упругая подвеска вкупе со стальной защитой позволяли не бояться скрытых под снегом сюрпризов в виде ледяных глыб или камней (а печальный опыт повреждения поддона на пустом месте имеется).
Во-вторых, на скользком покрытии настройка системы курсовой устойчивости показалась очень адекватной: допуская небольшие рысканья по колее и некоторые вольности при работе "газом" и рулем (то есть не одергивая по каждой мелочи), ESP очень своевременно и деликатно вмешивалась именно в тот момент, когда дело грозило принять неприятный оборот. Поверье, за этот сезон я поездил (не просто по прямой, а именно в скольжениях!) на многих машинах - таким покладистым характером, но при этом эффективной работой может похватать далеко не каждая система стабилизации!
И последние километры до цели нашего путешествия ESP срабатывает не раз! Сначала под колесами асфальтово-ледяная колея, в которой одно неосторожное движение - и ты в кювете…
А затем хоть ты иди по приборам! На самом деле дорога очищена, но снежное покрытие настолько чистое, что сливается с окружающим ландшафтом.
И если честно, не совсем понятно, ради кого чистят. Деревня Славное встречает нас тишиной и запустеньем. Ни людей, ни животных, только в разной степени разрушенные дома.
И лишь один островок жизни - старая деревянная церковь Ильи Пророка, построенная в первой половине XIX века на месте старого храма (был возведен в 1675 году, позже разрушен). Но и она пуста и закрыта. А как бы зайти, посмотреть?
Поездка в соседний поселок Курманово проблемы не решает, зато удалось найти контакты и дозвониться до местного батюшки, который вскоре появляется и открывает для нас церковь. Кто бы мог подумать, что в столь скромном снаружи здании окажется такая богатая и красивая внутренняя обстановка!
Но, если честно, кроме церкви снимать-то здесь особо и нечего. Это признает и Юрий Жигамонт: придется просто поработать с разными планами, но в основе сюжета будет Максим Горецкий, а самая яркая картинка - церковь.
Пейзажи, безусловно, красивые, кругом тишина и умиротворение. Но места глухие. Без машины никак. Однако вряд ли местные жители из близлежащих поселков или даже райцентра смогут себе позволить "Весту", даже в кредит. Похоже, основу автопарка здесь составляют 30-летние "немцы", которые при минимальном уходе остаются на ходу.
Наш вердикт
Средний расход по итогам почти 700-километровой поездки составил 8,4 литра. Не сказать что мало, но надо учитывать, что загрузка автомобиля оказалась почти максимальной (четыре человека плюс вещи и оборудование), а помимо трассы (около 550 км) был еще и город (60 км), заснеженные локальные дороги (78 км), а также суммарно около часа работы двигателя на холостых. И все же хотелось чуть большей экономичности и гораздо лучшей эластичности двигателя в зоне малых и средних оборотов.
А в остальном автомобиль кажется удачным. Относительно небольшой багажник компенсируется удобством использования и возможностью трансформации, салон в меру просторный, удобный, а в версиях Cross еще и прилично оснащен. Настройки ходовой части - вообще образец для подражания, причем не только в этом сегменте. Цены? Согласен, Lada под 30 тысяч рублей - это сильно! С другой стороны, есть обычный универсал SW, который в принципе дешевле и доступен в более простых комплектациях. Вот в его сторону (с 1,6-литровым мотором и "механикой") лично я бы и смотрел.
Иван КРИШКЕВИЧ
Фото автора
ABW.BY
Редакция выражает благодарность компании "Минск-Лада", официальному дилеру ОАО "АвтоВАЗ" в Беларуси, за предоставленный для теста автомобиль
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber
Цены и комплектации
Цены на версию SW Cross стартуют с 27.200 рублей (здесь и далее цены по прайсу, без учета скидок и спецпредложений). Столько просят за "подвышенный" универсал с 1,6-литровым двигателем мощностью 106 л.с. и механическай коробкой передач. В качестве начальной выступает комплектация Luxe, которая уже включает в себя фронтальные и боковые подушки безопасности, ESP, климат-контроль, обогрев лобового стекла и подогрев передних сидений, аудиосистему, датчики дождя и света, задний парктроник, двойной пол багажного отделения, 17-дюймовые литые диски и ряд других опций.
Версия с 1,8-литровым 122-сильным двигателем и 5-ступенчатой МКПП стоит 28.980 руб., причем доплата 1780 руб. не только за более мощный мотор и коробку Renault, но и за пакет Multimedia, то есть за 7-дюймовый экран, навигационную систему и камеру заднего вида.
Ну а максимальное исполнение Luxe Prestige за 29.590 руб. включает подогрев задних сидений, задний подлокотник, светодиодное освещение салона и усиленную тонировку задних стекол. Именно в такой комплектации и доступна коробка АМТ, которая предлагается только в сочетании с 1,8-литровым двигателем и увеличивает стоимость автомобиля до 30.430 рублей.
Заметки на полях
Не самое эстетичное, зато очень практичное решение - буксирная петля на виду и легкодоступна.
Поначалу неглубокие подстаканники показались бутафорскими, но на деле отлично справлялись со своей работой.
Навигационная система - с подробной картой Беларуси: видит все улицы и дома, даже глухие деревни!
Подсветка не регулируется, но в первую очередь в ночной дороге раздражает яркое пятно мультимедийной системы.
Камера заднего вида - с динамической разметкой…
Но в зимних условиях омывателя "глазка" катастрофически не хватает!
"Листать" бортовой компьютер двумя клавишами на подрулевом переключателе удобно, но чтобы сбросить показания, надо выполнить целый ритуал!
Базовой для Vesta SW Cross является изначально богатая комплектация Luxe, в которой, помимо всего прочего, есть и боковые подушки безопасности.
Светодиодное освещение салона выше всяких похвал!
Не просто полноценные, а добротные ручки задней двери очень удобны в использовании.
Пластиковый обвес помимо эстетической играет еще и защитную функцию - уберегает задние арки и пороги от пескоструя.
Задние колесные арки почти полностью закрыты, но как насчет вот этих открытых участков?
20-сантиметровый клиренс и металлическая защита обеспечивают спокойствие на разбитых дорогах и легком бездорожье.
17-дюймовые колеса выглядят внушительно, но почему не предоставить владельцам возможность "легально" ставить более дешевые и практичные 16-дюймовые?