Наше государство редко предоставляет своим гражданам льготы, которые действительно способны реально облегчить участь людей и которые можно было бы получить без особых временных и материальных затрат. Многие граждане из-за запутанных, сложных правил в законодательстве с кучей условностей и формальностей и из-за незначительного размера полученного в итоге, просто отказываются заниматься оформлением соответствующих льгот.
Так и в случае получения налоговых вычетов люди, особенно с маленьким официальным заработком, даже не пытаются получить эти вычеты, т.к. «овчинка выделки не стоит».
Тем, у кого заработок (и, следовательно, подоходный налог) на достаточно высоком уровне, целесообразно разобраться во всех условиях и нюансах получения такой льготы как налоговый вычет на приобретение (строительство) недвижимости. Самостоятельно это достаточно трудно сделать, учитывая наше сложное для понимания и запутанное законодательство. Ниже постараюсь простым и понятным языком разъяснить то, что содержится в нашем налоговом законодательстве по затронутому вопросу. Если какие-то вопросы по теме останутся, то задавайте их в комментариях после статьи, постараюсь ответить на них оперативно.
На приобретение (строительство) каких объектов распространяется вычет. Сразу же следует оговориться, что такой вычет предоставляется только при покупке (строительстве) жилого помещения (квартира, дом, комната или доля в них), а также при покупке земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства (или если на таком участке уже есть жилой дом).
Если вы купили, например, гараж, офисное или иное нежилое помещение, то получить вычет не получится. Также не получится получить такой вычет и тогда, когда купленное нежилое помещение потом переведен в жилое (по этому вопросу есть однозначная судебная практика).
С какого момента возникает право на получение вычета. По общему правилу право на вычет возникает с того года, в каком произошел переход права собственности к покупателю на вышеуказанную недвижимость (сейчас это подтверждается выпиской из ЕГРН, до июля 2016 года – свидетельством о праве собственности). Но если вы купили землю для целей жилищного строительства, то это правило не действует, т.к. получить вычет вы сможете только после того, как на земельном участке будет построен жилой дом и будет зарегистрировано на него право собственности(!). А это, как известно, совсем не дешевое удовольствие. Да и по времени процесс может растянуться на годы.
Вот и получается, чтобы получить от государства незначительный возврат своих же расходов, нужно сначала самому где-то достать уйму денег. Людям с низкими официальными доходами даже кредит в банке не дадут такую сумму… Где им взять денег на покупку жилья, если больше половины россиян получают «серую» или «черную» зарплату? Замкнутый круг какой-то: если у тебя нет денег, то государству ты не интересен и помощи можно не ждать.
И потому считаю, что эта «льгота» не направлена на поддержание действительно нуждающихся в помощи слоев населения, а предназначена для тех, кто и так может позволить себе купить жилье или землю с жильем. Как говорится, деньги к деньгам…
Куда надо обращаться за получением вычета. Законодательство предусматривает два способа обращения за вычетом: к своему работодателю и в территориальное подразделение налоговой службы.
Когда вы можете обратиться за получением вычета. Как таковой срок для обращения за получением вычета законом не предусмотрен. Налоговое законодательство при установлении предельных сроков обращения за вычетом исходит из срока в 3 года. То есть, от года обращения отступают три года назад и именно за этот период (в котором были официальные доходы, облагаемые НДФЛ в 13%) можно получить вычет.
Если говорить о том, насколько быстро вы можете обратиться за вычетом после покупки недвижимости, то ответ зависит от того, к кому вы будете обращаться. Если к работодателю, то можно обращаться до окончания года, в котором произошло приобретение права на получение вычета (т.е. после регистрации перехода права собственности). А если обращение планируется в ФНС, то обратиться с соответствующим заявлением можно только после окончания года, в котором возникло право на получение вычета (т.к. для этого понадобится справка формы 2-НДФЛ за целый год). Также при обращении в ФНС следует учитывать общий предельный срок подачи декларации 3-НДФЛ – 30 апреля каждого года (но если другие доходы не декларируются, то можно обращаться и позже этой даты).
Какую максимальную сумму может вернуть государство в виде вычета. Согласно действующему законодательству, государство обязано будет вернуть сумму вычетов в размере затрат на покупку (строительство) недвижимости до 2 млн. руб. Это значит, что реальных денег из бюджета можно получить 260 тыс.руб. (13% от 2 млн. руб.). Конкретный размер вычета зависит от подтвержденных затрат на недвижимость и от годового дохода заявителя. Если стоимость недвижимости более 2 млн.руб., то общая сумма, от которой будут рассчитываться вычеты, так и будет составлять только 2 млн.руб. Если сумма недвижимости меньше 2 млн., то в расчет будет браться именно такая сумма недвижимости. Конкретная сумма возврата налога за год будет составлять 13% от суммы годового дохода.
Поскольку за один год мало кто зарабатывает по несколько миллионов руб., то остаток имущественного вычета будет перенесен на последующие годы до тех пор, пока лимит по вычету не будет исчерпан. Возможен также перенос остатка вычета на случай приобретения другого объекта недвижимости. Такое происходит тогда, когда стоимость недвижимости меньше 2 млн.руб.
Есть также противоречивая правоприменительная практика, согласно которой суды разрешают другому супругу использовать остаток налогового вычета для получения возврата налога по тому же объекту недвижимости, за который уже получил вычеты другой супруг в пределах своего дохода, а Минфин запрещает делать это. Но тот же Минфин соглашается с тем, что другой супруг вправе использовать остаток вычета за тот же самый объект недвижимости, если супруг, получавший налоговые вычеты, умер и не успел получить всю сумму вычета.
Какие документы понадобятся для получения вычета. Набор предоставляемых документов в законодательстве определяется логикой этого вида налогового вычета:
- кончено же, нужны будут документы о регистрации права собственности на объект недвижимости (свидетельство или выписка из ЕГРН);
- копия договора о покупке (строительстве) недвижимости с обязательным предоставлением копии акта приема-передачи объекта;
- документы, подтверждающие затраты на недвижимость (чеки, квитанции, платежные поручения, банковские выписки и т.п.). Если объект построен – то такие же документы, подтверждающие размер затрат на строительство;
- справка о доходах заявителя за год (если заявление подается работодателю, то предоставление справки не требуется, она нужна только для ФНС).
Обращаю внимание, что если недвижимость приобретена за счет кредитных средств, то нужно еще дополнительно предоставить копию кредитного договора и документы, подтверждающие уплату процентов по этому кредиту за отчетный период (справка из банка). В этом случае, помимо налогового вычета на приобретение (строительство) недвижимости, вы также имеете право на другой вид вычета – вычет по уплате процентов по кредиту, использованному на приобретение жилья или земельного участка для жилищного строительства. Такой вычет предоставляется на предельную сумму затрат на вышеуказанные цели в размере 3 млн.руб.
Порядок предоставления документов для оформления вычета:
1. Если документы подаются через ФНС (обычный порядок), то нужно для начала составить декларацию по форме 3-НДФЛ, утвержденной в качестве приложения №1 к Приказу ФНС России от 03.10.2018 № ММВ-7-11/569@. Составить ее можно либо «вручную» (но самостоятельно это сделать достаточно сложно) либо в специальной бесплатной компьютерной программе, которую можно скачать на сайте ФНС России.
Преимущество использования программы в том, что все данные, которые вводятся пользователем в отношении себя, своих доходов, объекта недвижимости и т.п. программой заполняются в нужные графа декларации, которая автоматически формируется по завершении ввода данных. Так можно сэкономить на оплате труда составителей декларации.
Также нужно будет составить заявление о возврате излишне уплаченной суммы НДФЛ, возникшей в связи с перерасчетом налоговой базы с учетом имущественного вычета (его форма утверждена приложением №8 к Приказу ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@). Заявление можно подать как вместе с декларацией, так и после проведения камеральной проверки по декларации (ее длительность составляет до 3-х месяцев). После получения заявления (либо после завершения камеральной проверки, если оно подавалось вместе с декларацией), у ФНС есть 1 месяц, чтобы перечислить деньги из бюджета на ваш счет (реквизиты указываются при подаче заявления).
Документы в ФНС можно передать лично или направить человека по доверенности, по почте (с описью вложения), а также в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика и через портал госуслуг.
2. Если документы на вычет подавать через своего работодателя, то тут другой порядок. Декларацию 3 –НДФЛ заполнять и подавать не надо. Но сначала нужно все необходимые документы (кроме справки о доходах) сдать в подразделение ФНС (нарочно или через личный кабинет налогоплательщика). После рассмотрения этих документов, ФНС в течение 30 дней должно выдать вам уведомление о подтверждении права на получение налогового вычета. С этим уведомлением нужно обратиться к работодателю с заявлением о предоставлении вычета в свободной форме.
Информация была полезна? Не забывайте подписываться на дзен-канал «Правжа» и ставить «лайки». На нашем канале будет еще много полезной информации, в том числе и по трудовым вопросам.