Всего пару лет назад в случае блокировки расчётного счёта можно было, не вдаваясь в детали произошедшего, тут же сделать вывод о том, что счёт заблокирован по инициативе налоговой службы. Теперь всё иначе: блокировка счёта по инициативе кредитной организации происходит чаще, чем по инициативе налоговой.
Разберёмся, по какой причине банки могут заблокировать счёт.
За что могут заблокировать счёт?
«Антиотмывочный» Закон от 7 августа 2001 года, а также Методические рекомендации Центробанка от 4 декабря 2015 года № 35-МР, от 21 июля 2017 года № 18-МР и др. дали банкам полномочия на приостановление операций по счёту. Причём причины, по которым банки могут заблокировать счёт, весьма неконкретны.
Так что нет ничего удивительного в том, что зачастую от банка приходит оповещение о приостановлении операций по счету с формальной отсылкой к нормам Закона № 115-ФЗ. И конкретная причина в оповещении может быть не указана. Попытки выяснить её в банке оказываются безрезультатными. Сотрудники банка не могут ответить на вопрос о том, что стало поводом для сомнений в чистоте операций, так как многие блокировки происходят автоматически.
Чтоб не попасть в такую неприятную ситуацию, нужно, в первую очередь, внимательно ознакомиться с нормами Закона № 115-ФЗ, рекомендациями Центробанка и памятками банка, который вас обслуживает.
Сбербанк, например, перечислил ситуации, которые могут вызвать подозрение:
• единовременное снятие крупной суммы, которая поступила на счёт только что или в этот же день;
• использование бизнес-карты для снятия наличных;
• снятие средств на прочие цели, которое несоразмерно с ведением бизнеса;
• операции, не имеющие экономического смысла (к примеру, выплата шестизначной зарплаты в организации с нулевой бухотчетностью);
• многочисленные вклады, открываемые на сроки до месяца, которые клиент закрывает, а деньги снимает наличными;
• совершаемые без видимых причин переводы на счета другого банка, в котором действуют худшие условия (низкие ставки по депозитам, высокие комиссии и т. д.).
Центробанк в своих Методических рекомендациях по выявлению клиентов, по счетам которых проводятся транзитные операции, рекомендует банкам обратить внимание на следующие признаки:
• с расчётного счёта не осуществляются выплаты заработной платы сотрудникам клиента, а также отсутствуют перечисления по НДФЛ и страховым взносам, либо производимые платежи не соответствуют среднесписочной численности сотрудников клиента и (или) свидетельствуют о занижении реальных сумм заработной платы (налогооблагаемой базы);
• заработная плата работников клиента ниже официального прожиточного минимума;
• со счёта осуществляется уплата НДФЛ, но при этом не осуществляется уплата страховых взносов;
• на счёте отсутствуют остатки денежных средств, либо их объём незначителен в сравнение с объёмами операций, которые клиент проводит по счёту обычно;
• платежи по счёту клиента проводятся на основаниях, которые не имеют отношения к затратам, присущим хозяйствующим субъектам, занимающихся теми же видами деятельности, что и были заявлены клиентом.
К примеру, организация при общей величие поступлений в районе1 200 000 рублей несколько месяцев подряд перечисляет на счёт турбазы денежные суммы размером более млн рублей с назначение платежа «за проведение выездного корпоратива». Подобные операции, скорее всего, вызовут подозрение у тех, кто проводит финансовый мониторинг.
• отсутствуют платежи, связанные с ведением хозяйственной деятельности клиента – к примеру, арендные платежи или закупки канцелярских товаров и т.д.
Например: у фирмы имеется два расчётных счёта. На один из них поступают доходы от оказания транспортных услуг, а на второй в другой кредитной организации приходят доходы от торгово-закупочной деятельности. Оплата аренды и налогов при этом производится только с одного счёта.
Для того, чтоб у банка не возникало претензий из-за отсутствия соответствующих ежемесячных платежей по счету, банку сразу нужно сообщить о том, что у организации имеется два счёта, и объяснить, что необходимость в их наличии обусловлена особенностями ведения финансово-хозяйственной деятельности организации и что вследствие этого уплата аренды и налогов производится со счёта в другом банке. В качестве доказательства можно предоставить платёжки из другого банка.
Различные критерии, по которым банки должны оценивать добросовестность своих клиентов, перечислены не только в рекомендациях ЦБ, о которых мы уже упоминали выше, но и в письме Банка России от 31 декабря 2012 года № 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов», в «Методических рекомендациях о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов» (утв. Банком России 02.02.2017 № 4-МР) и т.д.
Соответственно, самым лучшим способом избежать блокировки счетов будет изучение этих и других рекомендаций и письма ЦБ, а также рекомендаций самого банка касательно специфики деятельности самой организации.
Что ещё может вызвать подозрения?
Стоит отметить, что перечень подозрительных факторов довольно большой, а внутренними документами кредитной организации он может быть расширен ещё больше. Например, под подозрение может попасть вполне добропорядочная организация лишь из-за того, что её должностное лицо работает в организации, которое уже было заподозрено в «отмывании». Также у банка могут возникнуть подозрения в отношении номинальности директора, в транзитном характере операций. Подозрение может вызвать и отсутствие в собственности складов, помещений и оборудования при значительных оборотах по счёту.
Ещё один пример, казалось бы, легального, но всё-таки немного «подозрительного» подхода к ведению бизнеса: организации необходимо в погашение займа физлица снять крупную сумму. В наличии имеется вся документарная база в отношении этой сделки. Но руководство организации после анализа ситуации со снятием наличных решило гасить займ не единовременно, а по частям. Так как условия и сроки договора позволяли производить частичное погашение долга, было решено возвращать долг шестью траншами в течение двух месяцев.
Какую схему действий не выбери, в ней всегда будут свои преимущества и недостатки. Некоторые эксперты, например, считают, что дробление платежа на части только ухудшит ситуацию. Если делать всё неосторожно и за короткий промежуток времени, то, действительно, так и будет. Однако, эта простейшая схема вполне может быть работоспособной, если её растянуть на более длительный промежуток времени.
Таким образом, исключительно скрупулёзный анализ основных признаков и осторожное ведение банковских операций помогут избежать блокировки счёта.