Отсутствие открытости и надзора за деятельностью китайской космической базы в Патагонии питает подозрения относительно ее истинных целей, хотя Пекин настаивает, что она используется исключительно для научных исследований. Китай пообещал Аргентине, что база не будет использоваться в военных целях, но руководство страны до настоящего времени не может контролировать работу этого объекта. Когда Китай строил военную космическую станцию в аргентинской Патагонии, он пообещал включить в ее состав Центр для посетителей с тем, чтобы объяснять назначение своей мощной 16-этажной антенны. В настоящее время Центр уже построен, но находится за 2,5-метровым забором из колючей проволоки, который окружает весь комплекс космической станции. Визиты в Центр проводятся только по предварительной записи.
Окутанный тайной комплекс сооружений вызывает беспокойство среди местных жителей, подпитывая теории заговора. Он также вызывает беспокойство о его истинном назначении и в США, в администрации президента Трампа. Эти опасения отразились во многих интервью с десятками местных жителей, нынешними и бывшими правительственными чиновниками Аргентины, должностными лицами США, специалистами по спутниковой связи и астрономии и экспертами по правовым вопросам. Ведь заявленной целью станции является мирное наблюдение и исследование космоса, и, по данным китайских СМИ, она сыграла ключевую роль в посадке космического корабля Китая на обратной стороне Луны в январе этого года. Однако удаленная от городов территория площадью 200 гектар продолжает функционировать без особого надзора со стороны аргентинских властей, о чем свидетельствуют сотни страниц правительственных документов Аргентины, полученных агентством Рейтер и рассмотренных экспертами в области международного права.
Бывший министр иностранных дел президента Маурисио Макри Сусана Малькорра заявила в интервью, что Аргентина не осуществляет физического надзора за деятельностью станции. В 2016 году, она пересмотрела договор с Китаем относительно космической станции, включив в него условие, что она предназначена только для гражданского использования. Когда Конгресс Аргентины обсуждал космическую станцию в 2015 году, во время президентства Кристины Фернандес, оппозиционные законодатели задались вопросом, почему не было предусмотрено, что станция предназначена только для гражданского использования. Тем не менее, Конгресс одобрил сделку. Когда же в должность президента в 2015 году вступил Макри, он был обеспокоен тем, что соглашение о космической станции прямо не говорит, что оно должно быть только для гражданского использования. На это указывала бывшая тогда министром иностранных дел Малькорра,, которая вылетела в Пекин в 2016 году, чтобы переработать соглашение. Малькорра сказала, что она была ограничена в своей способности пересмотреть его, потому что соглашение уже было подписано Фернандесом. Китайцы, однако, согласились включить положение о том, что станция предназначена для гражданского использования. Малькорра настояла на пресс-конференции со своим китайским коллегой в Пекине, чтобы опубликовать этот факт. «Это было то, что я просила, чтобы убедиться, что нет никаких сомнений или никакой скрытой повестки дня с любой стороны, и что наши люди знали бы, что мы сделали это», – сказала она из своего дома в Испании. Но все равно не хватило одного ключевого момента – надзора. «Мы не могли этого сделать после того уровня признания, который это соглашение имело с нашей стороны, что оно было признано, принято и одобрено Конгрессом», – добавила Малькорра, – «Я бы написала соглашение по-другому. У меня были бы положения, которые определяют доступ к надзору». Малькорра заявила, что она уверена в том, что Аргентина может обратиться к Китаю за «заверениями», если возникнут какие-либо сомнения относительно рода деятельности станции. Когда ее спросили, как Аргентина узнает об этой деятельности, она сказала, чтобы «не волновались, так как будут люди, которые скажут нам об этом». Однако непрозрачность работы станции и нежелание аргентинских должностных лиц говорить об этом затрудняет определение того, кто именно посетил комплекс, и что на нем происходит.
Соглашение обязывает Китай сообщать Аргентине о своей деятельности на станции, но не предусматривает механизма принуждения властей к тому, чтобы она не использовалась в военных целях, заявили эксперты в области международного права. «На самом деле, не имеет особого значения, что говорится в контракте или в соглашении», – сказал аргентинский юрист, работавший на двух крупных совместных предприятиях Аргентины и Китая Хуан Урибуру, – «Но, как убедиться, что они играют по правилам? Я бы сказал, что с учетом того, что один из участников соглашений подчиняется непосредственно китайским военным, по крайней мере, указывает на то, что аргентинское правительство не занималось этим вопросом более конкретно».
Космическая программа Китая осуществляется его военными силами – Народно-освободительной армией. Станция в Патагонии управляет китайским спутником слежения и общего контроля (China Satellite Launch and Tracking Control - General CLTC) и подчиняется непосредственно Стратегической группе поддержки НОАК. Пекин настаивает на том, что его космическая программа ведется исключительно в мирных целях, и китайский МИД подчеркнул в своем заявлении, что аргентинская станция предназначена только для гражданского использования. При этом указал на то, что станция открыта для публики и СМИ. «Подозрения некоторых лиц имеют скрытые мотивы», – заявили в министерстве.
На вопрос о том, каким образом обеспечивается не использование станции в военных целях, аргентинское космическое агентство CONAE ответило, что соглашение между двумя странами заявило о своей приверженности «мирному использованию» проекта. Представитель CONAE также заявил, что радиоизлучения со станции контролируются, но эксперты по радиоастрономии заявили, что китайцы могут легко скрыть незаконные данные в этих передачах или добавить зашифрованные каналы к частотам, согласованным с Аргентиной. Представитель CONAE заявил, что у него нет персонала, постоянно базирующегося на станции, но они совершают туда «периодические» поездки.
По словам одного американского чиновника, Соединенные Штаты уже давно обеспокоены тем, что они видят как стратегию Китая по «милитаризации» космоса. Он также добавил, что есть основания скептически относиться к настойчивым уверениям Пекина в том, что аргентинская база не предназначена строго для разведки. Другие американские официальные лица, которые говорили с Reuters, выразили аналогичную озабоченность. «Наземная станция в Патагонии, строительство которой было тайно согласованно с коррумпированным и финансово уязвимым аргентинским правительством десять лет назад, является еще одним примером непрозрачных и хищнических китайских сделок, которые подрывают суверенитет принимающих стран», – сказал представитель Совета национальной безопасности Белого дома Гаррет Маркиз.
Некоторые эксперты в области радиоастрономии считают, что опасения США преувеличены, и станция должна рекламироваться как научное предприятие с Аргентиной, даже если ее 35-метровая тарелка может подслушивать иностранные спутники. Директор Национальной радиоастрономической обсерватории США Тони Бизли, сказал, что станция теоретически может «слушать» спутники других правительств, потенциально собирая конфиденциальные данные. Но такого рода прослушивание может быть сделано с помощью гораздо менее сложного оборудования. «Это может сделать любой. Я могу сделать это с блюдом на моем заднем дворе», – добавил Бизли, – «Я не знаю, есть ли что-то особенно зловещее или тревожное в какой-либо части китайской космической радиосети в Аргентине».
Аргентинские официальные лица защищают китайскую станцию, заявляя, что соглашение с Китаем аналогично подписанному с Европейским космическим агентством, которое построило станцию в соседней провинции. Оба имеют 50-летний, безналоговый лизинг. Теоретически аргентинские ученые имеют доступ к 10 процентам антенного времени на обеих станциях. Эксперты в области права, которые изучили документы, отметили одно заметное отличие: ЕКА является гражданским учреждением. «Все правительства в ЕКА играют по демократическим правилам», – сказал Урибуру, – «Партия – это не государство. Но в Китае это не так. Там, партия – это государство». В Соединенных Штатах НАСА, как и ЕКА, является гражданскими агентствами, в то время как американские военные имеют собственное космическое командование для военных миссий или миссий национальной безопасности. В некоторых случаях НАСА и военные сотрудничали, утверждал Джонатан Макдауэлл, астроном Гарвардско-Смитсоновского центра астрофизики. «Линия иногда размывается», – сказал он, – «Но это очень большое исключение».
В Лас-Лахасе, городе с населением 7000 человек, расположенном примерно в 40 минутах езды от китайской станции, антенна является источником недоумения и подозрения. «Эти люди не дают нам доступа туда, они не позволяют вам видеть, что там происходит, – сказал владелец магазина Альфредо Гарридо, – «Мое мнение, что это не научно-исследовательская база, а китайская военная база». Среди более диких теорий заговора репортеры слышали во время визита в город, что база используется для создания ядерной бомбы. Дорога от Лас-Лахаса до космической станции бесплодна и пыльна. Нет никаких признаков, указывающих на существование станции. Развернутая антенна внезапно видна после поворота на гравийную дорогу, отходящую от главной магистрали. Массивное блюдо – единственный признак человеческой жизни на многие мили вокруг.
Станция заработала в апреле. Тридцать китайских сотрудников работают и живут на месте, где не работают местные жители, по словам мэра Лас-Лахаса Марии Эспиносы. Но, по ее мнению, станция хороша для местной экономики. Эспиноза сказала, что она отдала в аренду свой дом для китайских работников космической станции, прежде чем они переехали на базу. Другие жители Лас-Лахасы сказали, что редко видели кого-либо со станции в городе, за исключением тех случаев, когда персонал совершал поездку в китайский супермаркет. Агентство Рейтер запросило доступ к станции через CONAE, местное провинциальное правительство и посольство Китая. Представитель CONAE ответил, что не смог одобрить визит Reuters в краткосрочной перспективе, но запланировал день для СМИ. Он также добавил, что в комплексе уже побывали студенты из близлежащих городов.