Найти тему
Московские истории

Дом-корабль на Тульской: "в квартире три стояка, один из которых перекрывает воду на соседской кухне"

Фундаментальное здание длиною почти в полкилометра долгое время лидировало в списке «самых уродливых зданий Москвы» и при этом пользовалось нежной любовью другой половины человечества.

«Прекрасный и ужасный» Дом-корабль строили почти два десятилетия (начало 1970-х — 1993 г.). Причем сначала возвели южные и северные подъезды, а потом приступили к середине. По краям люди уже жили, горели окна, а в центре вовсю шла стройка. Говорили, что достраивали его уже не профессиональные строители, а солдаты стройбата, оттого и качество отделки и инженерии такое разное. И сам дом, и его возведение успели за это время обрасти множеством легенд.

-2

Его называют Домом-кораблем, Титаником и Домом атомщиков. Сейчас при взгляде на мрачную серую громадину, нависающую над улицей, синее море и белый пароход вряд ли придут на ум. Но тогда, в начале, когда еще не было ТЦ «Ереван-Плаза» и прочих современных зданий, а также — Третьего транспортного кольца, архитекторам «Моспроекта» Владимиру Бабаду и Всеволоду Воскресенскому виделся белоснежный круизный лайнер на фоне синего неба с палубами-балконами, плывущий над малоэтажной застройкой и окрестной зеленью.

Насчет атомщиков вроде бы все понятно: квартиры на Тульской давались сотрудникам министерства среднего машиностроения, занимавшегося атомной промышленностью СССР. Но еще ходил упорный слух, что главный прораб до того строил исключительно атомные реакторы, поэтому железобетонный гигант получился столь прочным и годился даже «на случай атомной войны». Прораб прорабом, но дом получился капитальный.

-3

Стены в квартирах расположили под углами 87 и 93 градуса, а не 90, как обычно, что сделало здание сейсмоустойчивым. Массивные стены с внутренними пустотами и толстые оконные стекла должны были уберечь от шума и сохранить тепло. Форточки на окнах тоже сделали особенные: деревянный короб, набитый внутри чем-то вроде поролона — для фильтрации и шумопоглощения. Внешние и несущие стены, перекрытия и балки в доме из очень прочного железобетона: чтоб просверлить стену при ремонте требовался перфоратор особой работоспособности. Есть и труднообъяснимые конструктивные решения. Например, в одной квартире может быть три стояка водоснабжения, при этом один из них заодно перекрывает еще и воду на кухне соседей, а краны в вашей ванной могут внезапно перекрыть соседи с другой стороны.

-4

Одна из самых часто повторяемых и так никем не опровергнутых, но и не подтвержденных загадок дома — замурованные комнаты. Без дверей, но с окном. Объяснение звучит странно даже для советского времени: мол, из-за того, что гражданам не полагалось иметь площадь больше нормы, лишние комнаты замуровывали. Находятся очевидцы, которые сами видели, как позже соседи пробивали в эти комнаты двери и присоединяли к своей квартире.

Всего в доме 9 подъездов, 980 квартир, а вот с этажами некоторая путаница: официально называют 14, упоминая, что на вид — 16, но есть еще два технических этажа без окон. Подъезды попарно связаны коридорами. На 12-м и 14-м этажах располагаются двухэтажные квартиры с огромными балконами. (На 13-м лифт не останавливается). Что интересно: планировки всех квартир чем-то отличаются.

Балкон
Балкон

Двухуровневые квартиры площадью около 90 м давали тогда многодетным семьям. На 1-м этаже кухня, туалет и гостиная с тремя дверями: в коридор, кухню и на 6-метровой длины балкон. Оттуда же вела массивная лестница вверх, на которую все жаловались: занести на 2-й этаж громоздкие вещи практически невозможно. Наверху располагались три комнаты и второй санузел, что по тем временам было большой роскошью. Некоторые двухэтажные квартиры имели кладовки и два балкона.

Мария Кронгауз