Самым выдающимся красным полководцем Гражданской войны стал Михаил Фрунзе. Он был каторжником и ссыльным, соратником Ленина, а потом стал красным командиром, причем успешным. И не просто одним из «выдвиженцев из народа», которые нередко были похожи на главарей бандитских шаек, а на самом деле полководцем новой армии, понимавший, что в ней должен быть порядок.
Фрунзе громил Колчака и басмачей, победил Врангеля, а в 1925 году стал наркомвоенмором. Но в возрасте 40 лет он совершенно неожиданно не перенес операции из-за язвы желудка, которая даже при состоянии медицины на то время была неопасна. Неудивительно, что пошли слухи, что популярного наркома зарезали на операционном столе, чтобы не мешал борьбе за власть. И слухи эти усиленно тиражируются, причем обычно в этой связи упоминается имя Сталина.
Что случилось во время операции
Операция состоялась 29 октября 1925 года. Язвы в желудке, на которую были подозрения, не нашли. Так как Фрунзе плохо засыпал от наркоза в виде эфира, ему дали хлороформ. Причем хлороформа дали больше нормы. Это было токсично и опасно для сердца и врачи об этом должны были знать. В результате через несколько часов состояние Фрунзе резко ухудшилось и 31 октября 1925 года он умер. На место Фрунзе был назначен друг Сталина – Клим Ворошилов. Отсюда и появилась первая версия гибели наркома – его устранил Сталин.
Первая версия. Откуда растут ее ноги
Первым эту версию высказал уже в 1926 году Борис Пильняк в «Повести непогашенной луны», опубликованной в «Новом мире». Описано все было настолько красочно, что эту версию многие приняли за правду.
При этом самого Пильняка в СССР не любили, но публиковали, обвиняя в буржуазности и антисемитизме. Для Пильняка все закончилось расстрелом в 1937 году. Удивительно, как долго мстительный Коба собирался с силами, чтобы отомстить своему недоброжелателю. Да, «Повесть непогашенной луны» была подвергнута критике. Но, заметьте, в казалось бы насквозь зацензурированном СССР, в одном из популярных журналов, без проблем публикуется произведение, в котором описывается:
«…как совершенно здоровый полководец Гражданской войны пытался всех убедить, что он здоров, и как его всё-таки заставил оперироваться человек № 1…»
Удивительно, как одно сочетается с другим, правда?
Версия вторая
Все может объяснить другая версия. Ведь на самом деле в 1925 году у Сталина не было никаких причин избавляться от Фрунзе. Более того, на тот момент он был его союзником в борьбе с куда более опасным, сильным и авторитетным врагом – Троцким.
И вот у Льва Давыдовыча было много причин не любить нового наркомвоенмора. Он занял его должность. Во время Гражданской войны Наркомвоенмор Троцкий и командарм, а потом комфронта Фрунзе, мягко говоря, не дружили. Более того, Троцкий обвинял его в преступлениях. Да и по своим воззрениям Фрунзе был ближе к Сталину, чем к стремившемуся раздуть пожар мировой революции Троцкому.
Став наркомвоенмором и председателем РВС Фрунзе начал активно сокращать Красную Армию и выпиливал из нее первым делом именно сторонников Троцкого. В результате они стали просто непримиримыми врагами. А Фрунзе создавал свою собственную команду, собираясь поставить своим замом Котовского. В результате в РККА намечался командный триумвират: Фрунзе-Буденный-Котовский. Все они в политическом плане поддерживали Сталина и он поддерживал их.
И тут сначала глупо погиб Котовский, а потом в больницу положили Фрунзе и из больницы он уж не вышел.
Так что вся история с операцией была выгодна в первую очередь Троцкому. Но, с другой стороны, как-то мелко это все смотрится для Льва Давидовича.
Версия третья – банальная
Официальной, и, наверное, самой справедливой, является все-таки версия с врачебной ошибкой, как это ни банально и неинтересно. Можно строить сколько угодно конспирологических теорий. Но реального подтверждения им нет. И никогда не будет. Поэтому можно предполагать все, что угодно. Но врачебная ошибка вполне могла быть. Все-таки медицина тогда была не настолько развита как сейчас, а ошибки и даже еще более грубые случаются и в наше время. Вполне могла она и случиться и тогда. Тем более, что тогда, в 1925 году еще не знали, что хлороформ и адреналин (его вкололи Фрунзе в конце операции для стимуляции сердечной деятельности) являются несочетаемыми препаратами.
И никакого Сталина и Троцкого… Врачи получили бесценный опыт, неудачно прооперировав важного пациента. А мы теперь строим теории…