Найти тему
Елена Любимова

Портрет твой, портрет работы Пабло Пикассо

Как-то мы сидели на кухне и спорили - ПикАссо или ПикассО. Всезнающая поисковая система утверждала, что ударение зависит от того, где находишься. Если во Франции, то тогда конечно на последний слог, а если в Испании (которая, как оказывается, тоже считает его своим национальным художником), то тогда на второй.

В первый раз я пошла на его выставку в Хельсинки с подругой-дизайнером. Она из Питера, искушенная вернисажами, и потому сетовала, что к каждой картине очередь. "Даже такого попсового художника, как Пикассо! Что за дикость!", - возмущалась она, когда мы стояли в очереди, чтобы при несколько тусклом свете разглядеть что-то абстрактное, карандашное.

И вот очередная выставка в Милане. На сей раз народу поменьше, а экспонатов побольше. Другая отличительная черта этой выставки, которую я замечаю как традиционную для миланского центра искусства, это цитаты самого художника, или его современников.

Например, сам Пикассо объясняет, почему портреты на стуле или в кресле всегда с такой причудливой композицей: "На своих креслах они скованы, словно птицы в клетке. В своем отсутствии жестов и повторяющихся позах они как в тюрьме. Я пытался ухватить движения плоти и крови во времени".

То есть сразу все становится понятно.

Но если взять его изображение вазы, то невольно напрашивается аллегория женского тела.

-2

И да - тоже самое читаем в объяснении: "Я взял вазу и с ней сделал женщину... Я двигаюсь от метафоры назад к реальности."

-3

Одни скажут, что работы Пикассо покоряют сочетанием цветов, другие будут восхвалять абстрактность форм, третьи превозностмь мистичность сюжетов картины. Скептики и вовсе скажут, что он не умел рисовать. Но вот та же женщина с вазой ведь вполне реалистична, если не считать любимого приема Пикассо - увеличивать конечности, словно все герои его картин больны слоновой болезнью.

-4

То есть все же мог рисовать? Некоторую наводку опять видим в цитате: "Я постоянно делаю вещи, которые я не могу делать, именно так я и понимаю эти вещи."

-5

Художник так или иначе вкладывает свое понимание в изображаемый на картине предмет - так нас учили в школе. Значит, смысл есть и в абстракционизме Пикассо.

Мне кажется, что найти сюжет для картины так же не просто, как найти сюжет для романа, а вложить в творчество свое понимание напрямую практически невозможно.

Дочь попросила меня оценить эту выставку по десятибальной шкале. Я не стала этого делать , потому как критерии-то не ясны. Каковы они могут быть - красивые картины или расположение и освещение экспонатов? Или понятность? Но выставка как раз этим и понравилась - давать некоторое направление интерпретации, а не готовые ответы.