Заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук в интервью для «Business FM» объяснил, что итоги погрузки на железной дороге в 2018 году говорят о состоянии экономики, и оценил перспективы на 2019 год.
Сегодня подводим окончательные итоги ушедшего года. Итак, главная цифра: ростпогрузки на железных дорогах за 12 месяцев 2018 года составил 2,2%. Основной позитив в статистику внесли самые массовые грузы железных дорог. Это, в первую очередь, каменный уголь, он прибавил больше 4,5%. Также в лидерах железная руда и черные металлы. Если же смотреть по динамике, то безусловным лидером стало зерно, рост погрузки превысил 22%. Мы уже не раз рассказывали о причинах, но напомним еще раз: в прошлом году по железным дорогам продолжался вывоз рекордного урожая 2017 года. Итоги подводит заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук.
«Итоги погрузки на сети РЖД за 2018 год вселяют оптимизм. Как и в 2017 году мы видим рост погрузки, основные грузы, которые наибольший вклад в эту погрузку внесли, это, прежде всего, каменный уголь. Также у нас по объемам рост руды железной и марганцевой. Мы видим рост удобрений — это также связано с тем, что у нас экспортный потенциал реализуется», - сообщил Владимир Савчук.
Важно отметить, что выросла погрузка основных экспортных товаров России. Причем, экспорт рос в направлении всех ключевых российских портов — на Северо-Западе, Юге и Дальнем Востоке. Ну а на сам рост влияют 2 основных фактора. Это хорошие цены на мировых рынках, а также работа РЖД в развитии подходов к портам. Еще одна важная цифра: рост погрузки в адрес всех морских ворот России составил 4,5%. То есть динамика в 2 раза выше, чем у всей погрузки за прошлый год. Еще одна важная тенденция. В последние годы мы регулярно наблюдали снижение нефтеналива. Это в первую очередь связано с развитием трубопроводного транспорта. И, тем не менее, по итогам прошлого года рост погрузки нефти и нефтепродуктов на сети РЖД составил хоть и небольшие, но важные 0,4%, отмечает наш эксперт.
«Можно отметить в качестве положительной тенденции то, что у нас нефть и нефтепродукты не снизились, как планировалось ранее. В этой группе грузов происходят серьезные изменения: развитие трубопроводов, продуктопроводов приводит к тому, что часть традиционного для железнодорожного транспорта груза переходит в трубу, - отметил Савчук. - В то же время в 2018 году увеличилась перевозка нефти по железной дороге, при этом внутри этой группы грузов мы видим существенный рост светлых нефтепродуктов, рост практически в два раза. Вот эти тенденции позволяют сохранять отгрузку нефти и нефтепродуктов этой группе грузов на прежнем уровне».
Аутсайдером минувшего года стали строительные грузы, их перевозка снизилась почти на 7%. Это связано с тем, что к 2018 году в стране закончились крупные стройки, так что падение ни в коем случае нельзя считать фатальным. И есть уверенность, что эта группа еще будет расти, потому что впереди нас ждут новые стройки, о которых, кстати, написано в майском указе президента. Общий прогноз на наступивший год дает заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук.
«Институт проблем естественных монополий прогнозирует рост от 1,6% до 1,9% по сравнению с 2018 годом. Можно сказать, что зерно будет также расти, но рост будет умеренный, уже не такой высокий, не 22%, как в 2018 году. Прогноз по каменному углю у нас составляет примерно плюс 2,7-3,5%. Лесные грузы: мы думаем, что на экспорт, скорее всего, существенного роста не будет, а на внутреннем рынке этот рост возможен, поскольку государство предпринимает попытки увеличить добавленную стоимость от обработки древесины и, соответственно, пытается развивать производство внутри Российской Федерации», - информирует эксперт ИПЕМ.
И еще одна важная тенденция, о которой нельзя не сказать. В прошлом году существенно выросли перевозки грузов в контейнерах — рост составил 14%. Это важно, потому что контейнеры — самый современный и надежный способ грузоперевозок, позволяющий легко комбинировать несколько видов транспорта. Причем выросли транзитные грузы. И здесь следует напомнить, что в конце позапрошлого года руководство страны поставило задачу развивать транзитные возможности российских железных дорог. То есть эта задача постепенно выполняется. Сбудутся ли прогнозы на наступивший 2019 год –– покажет время. Ну а первые данные за январь мы получим в феврале.
Подписывайтесь и следите за новостями и публикациями ИПЕМ на официальных страницах в Яндекс.Дзен и Facebook!
Также по теме:
- Погрузка на сети ОАО «РЖД» в 2019 году: прогноз ИПЕМ, 24 января, 2019
- Промышленность России: итоги 2018 года, 18 января, 2019
- В контексте мировых трендов: прогноз развития угольной отрасли, А. Григорьев, А. Фаддеев, Уголь Кузбасса, 9 января, 2019
- Железнодорожный транспорт в России: экспертная оценка итогов 2018 года, Ю. Саакян, РЖД-ТВ, 27 декабря, 2018