Всё не стихают утверждения о том, что Россия, выполняя рекомендации МВФ в банковской сфере, фактически идёт в фарватере Запада. Ибо МВФ есть орудие глобального доминирования США. Естественно, требуется срочно отказаться от сотрудничества с МВФ и будет нашей стране счастье.
На самом деле, всё гораздо сложнее, чем представляют ситуацию распространители данных утверждений. Давайте попробуем вместе и без эмоций разобраться в сложившейся ситуации.
Итак. Является ли МВФ орудием глобального доминирования США? Разумеется. Но, как мы понимаем, американцы не были бы американцами если бы очень плотно не "подсадили" весь мир на свои финансовые разработки. В каком смысле? Дело в том, что в мировом масштабе, для того чтобы представители разных стран говорил между собой на одном языке, требуется стандартизация. И финансовая сфера, как одна из самых чувствительных в современном мире, требует этого чуть ли не более, чем все остальные. И американцы в своё время предложили свои стандарты. Которые их "союзники" с удовольствием внедрили у себя. И щупальца этой системы растянулись далее по всей планете.
После развала СССР и Восточного блока, Россия и прочие страны стали частью этой системы целиком и полностью. Хорошо это или плохо? Во-первых, это нормально. В том плане, что существует стандартизированная система. Во-вторых, это, конечно, плохо, что данная система создавалась не нами и без нашего участия. То есть, как обычно, когда дело касается международных отношений, всё не так однозначно.
Можем ли мы здесь и сейчас отказаться от существующей системы? Можем. И в скором времени встанет вопрос взаимодействия с иностранными государствами, причём не только западными, но и южноамериканскими, азиатскими и другими. Таким образом, проводить отказ от стандартов МВФ следует России не самой по себе (мы же не в вакууме живём), а в сотрудничестве с несколькими крупными и финансово состоятельными государствами. Причём, этот отказ должен проходить очень аккуратно, чтобы не случилось никаких потрясений. Можно предположить, что одной из функций нового Азиатского банка инфраструктурных инвестиций как раз и будет разработка новых международных финансовых стандартов, которые будут применяться значительным числом стран в финансовых взаимоотношениях, причём эти страны - будущие мировые лидеры, под которых со временем придётся подстраиваться странам, являющиеся экономическими лидерами сегодня. В итоге наша страна получит новые стандарты, в разработке которых будет участвовать и сама, и которые, при этом, будут применяться в работе значительным числом иностранных государств (если не всеми).
Теперь рассмотрим вопрос по взаимодействию ЦБ России с МВФ, а, если быть точнее, рекомендации МВФ от сентября 2014 года, которые заключались в необходимости "отпустить" курс рубля в свободное плавание и поднять ключевую ставку. Как мы помним, Банк России сделал и то и другое. Некоторые поспешили радостно заявить, что это является одним из доказательств "оккупированности" нашей страны. Но ситуация, как обычно, гораздо глубже и сложнее.
Для того чтобы это понять давайте в начале рассмотрим, как спекулянты наживались на валютном коридоре, который устанавливал и удерживал ЦБ России. Каждый вечер по итогам торгов Банк России объявлял верхнюю и нижнюю границы коридора на следующий день. Спекулянты, зная верхнюю границу, "догоняли" до неё курс и на интервенциях Центрального Банка "съезжали" вниз и получали прибыль. Каждый день нашей стране приходилось сжигать сотни миллионов долларов своих резервов, которые фактически на плановой основе перетекали в частный карман без какого-либо положительного эффекта для курса рубля. В итоге, Банк России отменил валютный коридор и в кратчайшие сроки сбил накал страстей.
Теперь рассмотрим повышение ключевой ставки. Нюанс первый: ставки по депозитам де-факто завязаны на ключевую ставку Банка России, то есть по причине низких депозитных ставок в коммерческих банках рублёвые вклады - а объём вкладов тогда достигал 19 трлн. рублей - могли начать перетекать в валюту. Получаем ещё один очень мощный источник для дальнейшего ослабления рубля.
К повышению депозитных ставок добавим меры нерыночного контроля, которыми являлись валютные комиссары, появившиеся тогда в российских банках.
Ударили ли принятые меры по реальному сектору? К сожалению, да. Но стоит отметить, что иные способы купирования атаки - тогда это была именно целенаправленная атака на российскую валюту - принесли бы гораздо больше негатива: мы могли полностью сжечь свои резервы (которые тогда направились на помощь российским организациям для выплаты внешних валютных долгов), при этом проценты по кредитам для коммерческих предприятий также, как и сейчас, улетели бы высоко по причине уже инфляции, ведь именно на неё коммерческие банки и ссылаются для оправдания своих ставок. Получается, что в случае попытки ЦБ России удерживать курс рубля всеми возможными средствами и без подъёма клюевой ставки, финансово-экономическая ситуация в нашей стране была бы гораздо хуже и вряд ли бы с ней справились даже до сегодняшнего дня.
В качестве итога всего вышесказанного можно сказать, что сегодняшняя российская финансовая система существует и действует в рамках возможного, и регулятор активно работает над расширением границ этого самого "возможного". Как в рамках международного сотрудничества (АБИИ), так и собственно в самой России, где в рабочем порядке решаются стратегические задачи наподобие создания национального рынка капитала, и одновременно с этим не забывают про решение тактических задач ограничения ставок по кредитам.