Найти тему

Как детские сказки влияют на финансовую грамотность детей?

Оглавление

Вы когда-нибудь задумывались, почему в сказках, успешные и богатые персонажи часто отрицательные герои, а бедняки наоборот положительные? Положительным героям все достается просто так, по волшебству, и богатство в том числе. Конечно, они творят добрые дела, но ведь на то они и положительные герои, верно?

Но почему хорошие всегда бедны?

Так ли плохи отрицательные герои?

Как это влияет на наше восприятие в будущем?

Сложно отрицать, что наше окружение влияет на наше восприятие мира. Очень важно, что мы смотрим, с кем общаемся, что слушаем. Мы стараемся оградить детей от лишней и вредной информации и дать им все самое лучшее. Но вдруг на ребенка вредно влияет то, что нам кажется хорошим и полезным?

Дети учатся на сказках, именно с помощью сказок они формируют восприятие хорошего и плохого. Для взрослых подобным источником мудрости являются пословицы, поговорки и притчи. Все это влияет на нас и чаще всего подсознательно. Человек существо социальное и мы думаем и действуем так, как считается правильным поступать в нашем окружении и обществе. А сказки, это наша первая опора в жизни, на основе которой мы часто формируем свое поведение. Главным героям сказок нам хочется подражать, именно с ними мы себя ассоциируем.

Лентач
Лентач

Какие сказки мы все знаем

Любимым героем русской народной сказки является Иван-дурак. Имена, впрочем, могут быть и другие. Внешне неприметный, совершающий на первый взгляд глупые и ненужные поступки, не стремящийся ни к богатству, ни к славе, он в конце сказки получает в награду прекрасную царевну, а иногда и полцарства в придачу.

В знаменитой сказке про Сивко-бурко у отца было три сына. Младший, Иван-дурак, «ничего не делал, только на печи в углу сидел да сморкался». Перед смертью старик попросил своих сыновей каждого по три ночи провести на его могиле. Два старших вместо себя послали дурака. Он и получил от покойного отца щедрый подарок — прекрасного коня по кличке Сивко-бурко. С его помощью Иван смог достать до высокого окна царевны и поцеловать ее.

Заканчивается сказка пиром, на котором царевна пытается найти своего суженого. Приходит и Иван-дурак. Вот как сказка описывает своего героя: «…платьишко на нем худое, весь в саже, волосы дыбом». Увидев его, «царевна обрадовалась, берет его за руку, ведет к отцу и говорит: «Батюшка! Вот мой суженый». Братовей тут ровно ножом по сердцу-то резнуло, думают: «Чего это царевна! Не с ума ли сошла? Дурака ведет в сужены». Разговоры тут коротки: веселым пирком да за свадебку. Наш Иван тут стал не Иван-дурак, а Иван — царский зять; оправился, очистился, молодец молодцом стал, не стали люди узнавать!»

Сила Ивана-дурака — и в этом также выразился своеобразный народный идеал — в простоте, искренности, отсутствии меркантильности и прагматизма. В то же время его старшие братья — умницы и прагматики — как раз и оказываются в дураках. Отсутствие практицизма это одновременно и отсутствие жадности, стяжательства.

Сказка раскрывает и еще одно отличие русской культуры — в ней нет святости понятия труда, того особого трепетного отношения, на грани «труд ради самого труда», которое свойственно, например, Германии или современной Америке. Известно, например, что одной из распространенных проблем у жителей США является неумение расслабиться, отвлечься от дела, понять, что ничего не случится, если на неделю уехать в отпуск. Для русского человека такой проблемы нет — отдыхать и веселиться он умеет, а работу воспринимает как неизбежность.

Первоисточник

Лентач
Лентач

Что сейчас об этом думают в Госаппарате

Первый заместитель председателя Центрального банка России Сергей Швецов осудил русские сказки про золотую рыбку и исполняющую желания щуку за формирование у населения веры в легкую наживу и создание помех для повышения финансовой культуры граждан. Об этом он заявил в ходе заседания комитета Госдумы по финансовому рынку.

Он призвал менять сюжет сказок и заявил, что необходимо формировать финансовую культуру граждан. «Поэтому нужно формировать культуру финансовой грамотности», - добавил первый зампредседателя Банка России.

Первоисточник

-3

Как быть с пословицами и народной мудростью?

Не будем приводить в пример такие простые поговорки как «Работа не волк, в лес не убежит», маловероятно, что кто-то сейчас с ней согласится. Гораздо интереснее рассмотреть неоднозначные пословицы, с которыми иногда очень хочется согласиться в силу сложной жизни русского народа и его беспомощности перед властью. Но с другой стороны сейчас люди не ограничены своим рангом и происхождением, поэтому могут достичь любых финансовых высот. А вы согласны с этими поговорками?

· Богат Ермошка – есть собака да кошка.

· Богат не тот, у кого всего много, а тот кому меньше нужно.

· Богато не жили, нечего и начинать.

· Богатого с бедным не верстают.

· Богатому идти в суд: трын-трава, бедному: долой голова.

· Богатство – грязь, ум – золото.

· Богатство – не цель, бедность не позор.

· Богатство – цель глупца, добродетель – мудрого.

· Бедный две семьи кормит: свою да богатую.

· Кто скупо живет, тот деньгу бережет.

Лентач
Лентач

Почему народ писал такие сказки?

Все сказки, которые мы так любили в детстве – это народные сказки. Раньше русский человек был заложником своего происхождения. В конце 19 века крестьянство составляло 84% населения России (городские обыватели 11,9%; казачество 9,9%; дворянство 1,1%; духовенство 0,5%). Поэтому сказка была спасением.

Сказки часто трактуют как отражение извечной склонности русского человека к лени, безделью. Говорят же они, скорее, о тяжести крестьянского труда, рождавшего желание отдохнуть, заставлявшего мечтать о волшебном помощнике. Да, если тебе повезет и ты поймаешь чудо-щуку, можно будет с удовольствием ничего не делать, лежать на теплой печи и думать о царской дочке. Все это, конечно, также нереально для мечтающего об этом мужика, как ездящая по улицам печка, и ждет его обычная трудная повседневная работа, но помечтать-то о приятном можно.

Они часто воплощают не столько лучшие качества народа, сколько идеалы, бытующие в нем. Сказки должны вдохновлять и давать надежду – это была главная их функция.

Русские народные сказки – это словесно изображенные мечты людей. Кто мечтает в первую очередь? Конечно, человек, обделенный судьбой, человек, которому чего-то не хватает, а ему так этого хочется. Бедный мечтает о богатстве, дурак желает стать умный, слабый хочет быть героем, а несчастная, с детства обделенная любовью падчерица мечтает о любви и счастье. И в сказках все это сбывается!

Жалостливость — одно из любимых свойств русской натуры. Проявляется она в самых разных областях. Вот, например, первые русские святые — Борис и Глеб, не борцы за веру, а невинно убиенные жертвы, страдальцы (и тоже ведь не за веру). К числу их достоинств летописцы относят молодость, незлобивость, чувствительность, доброту, сердечность. Оба они отказываются бороться с неумолимо надвигающимся на них злом, отвечать насилием на насилие. И оба погибают без сопротивления от рук посланных к ним убийц. Для того времени и для их положения младших наследников престола в их убийстве старшим братом в борьбе за власть нет ничего необычного. Святость их только в том, что они стали невинными жертвами и не сопротивлялись злу.

Лентач
Лентач

Как быть с зарубежными современными сказками

«Работай головой, а не руками», — вечно говорит самый известный мультяшный бизнесмен Скрудж МакДак. Но сам он когда-то начал зарабатывать деньги именно ручным трудом. В детстве он жил в Глазго и чистил прохожим ботинки. Однажды ему пришлось чистить особенно грязные сапоги, но за тяжёлый труд ему заплатили не шотландской, а американской монетой, которая была абсолютно бесполезна. Тогда Скрудж решил, что больше не даст себя в обиду, станет «умнее всех умных и твёрже всех твёрдых» и разбогатеет.

Один из прототипов Скруджа МакДака — Эбинейзер Скрудж, герой «Рождественской песни» Чарльза Диккенса, по которой сняли много мультфильмов и кино.

В 1997 году профессор экономики Джеральд Гаус написал статью «Как важно заниматься своим делом», посвящённую Эбинейзеру Скруджу. Гаус пытается реабилитировать героя, утверждая, что он — воплощение очень важной добродетели — умения не лезть не в своё дело. Скрудж мог бы стать отличным жителем либерального общества, где люди не думают, что чужая жизнь их касается, — они спокойно живут так, как хочется им, и не вмешиваются в чужие дела, одновременно и не посягая на чужую свободу. Но «Рождественскую песнь» читают и смотрят обычно в детстве — в том возрасте, когда люди обычно не задумываются о либеральных идеях. Скрудж — успешный бизнесмен, который никому не мешает жить, — изображён противным и одиноким стариком, и именно таким он запоминается на всю жизнь.

Ещё один неоднозначный предприниматель из детской массовой культуры — Вилли Вонка, владелец шоколадной фабрики из сказки Роальда Даля «Чарли и шоколадная фабрика» и одноимённого фильма.

Как и другие выдуманные бизнесмены, Вонка мизантроп и одиночка — ни жены, ни детей. Он презирает семейные ценности, ненавидит слово «родители» и считает, что семья — худшее, что может случиться с человеком. «Кондитер должен летать в одиночестве. Следовать за мечтой, несмотря ни на что. У меня нет семьи, и я процветаю», — говорит он.

Если в западной культуре даже у самых жадных и чёрствых бизнесменов есть человеческое лицо, то в русскоязычных сказках бизнесменов очень мало, их характеры куда более скверные, и, как правило, мы ничего не знаем об их прошлом.

Один из самых злобных выдуманных бизнесменов — господин Спрутс из «Незнайки на Луне». Этот роман-сказку Николай Носов написал в 1965 году, и мир подлунных коротышек в нём — пародия на капитализм (который, впрочем, оказался больше похож на российский «дикий» капитализм 1990-х). Обществом на Луне правят богачи, которых беспрекословно слушаются полицейские. С конкурентами борются криминальными методами, а богатые предприниматели (как правило, монополисты) контролируют прессу и получают откаты.

Главный богач среди лунных коротышек — господин Спрутс, хозяин фабрики по производству тканей.

-6

«Дети плачут, а родители платят», — говорила госпожа Беладонна из советского мультсериала «Приключения поросёнка Фунтика». Вообще-то предпринимателей в этом мультфильме двое, если считать бизнесменом дядюшку Мокуса — хозяина странствующего цирка. Но он добр и бескорыстен, и поэтому бродит по свету «с карамелькой за щекою», его вряд ли можно назвать обеспеченным человеком.

Если у западных сказочных предпринимателей есть хоть какие-то шансы на спасение, и они становятся добрее, когда обретают любовь и семью, то в русскоязычных сказках они безнадёжные злодеи. «В западной культуре другое отношение к богатству, — говорит культуролог Наталья Зверева. — Там популярен образ человека, который "сам себя сделал" и заработал деньги честным трудом. Даже если это не положительный образ, то он по крайней мере не бездушен. Его хотя бы иногда бывает жалко. У нас к таким персонажам жалости нет — они даже нарисованы так, что их невозможно пожалеть. И богатство своё они получают обычно нечестным путём».

Авторы исследования «Образ бизнесмена в русской и англосаксонской культурных традициях» — О. С. Шурупова, Г. И. Коротина и другие — пишут, что ещё в классической русской литературе образ дельца ассоциировался с нечестно заработанным богатством: Чичиков из «Мёртвых душ», купцы из пьес Островского — все они то и дело нарушают общепринятые моральные нормы. Но и в англоязычной культуре, как отмечают авторы, лучший способ для бизнесмена стать «хорошим» — осознать, что семья и друзья важнее денег, и сделать выбор в пользу добра и альтруизма. И если во «взрослой» культуре образ бизнесмена постепенно меняется — успешные предприниматели вовсю выпускают книги с историями успеха и дают мотивирующие интервью, то в детской культуре бизнес — это по-прежнему выбор между добром и деньгами.

Первоисточник

Что об этом думает преподаватель школы Финик

Конечно, сложно отрицать, что на наше поведение во взрослой жизни влияет воспитание. Сказки ведь тоже нас воспитывали, из них мы узнавали, что хорошо, а что плохо. И даже если там никто не говорил напрямую, что деньги это плохо, то подобный подтекст есть и это сложно отрицать. Но у этого были исторические причины, о которых мы написали выше. На наш взгляд неправильно, обвинять русские народные сказки в современном отсутствии финансовой грамотности россиян и уж тем более говорить, что они опасны для детей.

Ребенок может справедливо спросить: «Как так получилось, что … ничего не делал, просто был добрым и все получил?» … Это лишь значит, что нужно объяснить ребенку контекст и рассказать, почему все получилось именно так. Не отдавайте ребенка на воспитание книгам или фильмам. Ребенок всегда нуждается в вашем участии и подсказках.

Что об этом думаете вы? Какие сказки читаете детям? Какие поговорки используете?

Материал подготовил Александр Ивановский, один из преподавателей школы Финик