Вы когда-нибудь задумывались, почему в сказках, успешные и богатые персонажи часто отрицательные герои, а бедняки наоборот положительные? Положительным героям все достается просто так, по волшебству, и богатство в том числе. Конечно, они творят добрые дела, но ведь на то они и положительные герои, верно?
Но почему хорошие всегда бедны?
Так ли плохи отрицательные герои?
Как это влияет на наше восприятие в будущем?
Сложно отрицать, что наше окружение влияет на наше восприятие мира. Очень важно, что мы смотрим, с кем общаемся, что слушаем. Мы стараемся оградить детей от лишней и вредной информации и дать им все самое лучшее. Но вдруг на ребенка вредно влияет то, что нам кажется хорошим и полезным?
Дети учатся на сказках, именно с помощью сказок они формируют восприятие хорошего и плохого. Для взрослых подобным источником мудрости являются пословицы, поговорки и притчи. Все это влияет на нас и чаще всего подсознательно. Человек существо социальное и мы думаем и действуем так, как считается правильным поступать в нашем окружении и обществе. А сказки, это наша первая опора в жизни, на основе которой мы часто формируем свое поведение. Главным героям сказок нам хочется подражать, именно с ними мы себя ассоциируем.
Какие сказки мы все знаем
Любимым героем русской народной сказки является Иван-дурак. Имена, впрочем, могут быть и другие. Внешне неприметный, совершающий на первый взгляд глупые и ненужные поступки, не стремящийся ни к богатству, ни к славе, он в конце сказки получает в награду прекрасную царевну, а иногда и полцарства в придачу.
В знаменитой сказке про Сивко-бурко у отца было три сына. Младший, Иван-дурак, «ничего не делал, только на печи в углу сидел да сморкался». Перед смертью старик попросил своих сыновей каждого по три ночи провести на его могиле. Два старших вместо себя послали дурака. Он и получил от покойного отца щедрый подарок — прекрасного коня по кличке Сивко-бурко. С его помощью Иван смог достать до высокого окна царевны и поцеловать ее.
Заканчивается сказка пиром, на котором царевна пытается найти своего суженого. Приходит и Иван-дурак. Вот как сказка описывает своего героя: «…платьишко на нем худое, весь в саже, волосы дыбом». Увидев его, «царевна обрадовалась, берет его за руку, ведет к отцу и говорит: «Батюшка! Вот мой суженый». Братовей тут ровно ножом по сердцу-то резнуло, думают: «Чего это царевна! Не с ума ли сошла? Дурака ведет в сужены». Разговоры тут коротки: веселым пирком да за свадебку. Наш Иван тут стал не Иван-дурак, а Иван — царский зять; оправился, очистился, молодец молодцом стал, не стали люди узнавать!»
Сила Ивана-дурака — и в этом также выразился своеобразный народный идеал — в простоте, искренности, отсутствии меркантильности и прагматизма. В то же время его старшие братья — умницы и прагматики — как раз и оказываются в дураках. Отсутствие практицизма это одновременно и отсутствие жадности, стяжательства.
Сказка раскрывает и еще одно отличие русской культуры — в ней нет святости понятия труда, того особого трепетного отношения, на грани «труд ради самого труда», которое свойственно, например, Германии или современной Америке. Известно, например, что одной из распространенных проблем у жителей США является неумение расслабиться, отвлечься от дела, понять, что ничего не случится, если на неделю уехать в отпуск. Для русского человека такой проблемы нет — отдыхать и веселиться он умеет, а работу воспринимает как неизбежность.
Что сейчас об этом думают в Госаппарате
Первый заместитель председателя Центрального банка России Сергей Швецов осудил русские сказки про золотую рыбку и исполняющую желания щуку за формирование у населения веры в легкую наживу и создание помех для повышения финансовой культуры граждан. Об этом он заявил в ходе заседания комитета Госдумы по финансовому рынку.
Он призвал менять сюжет сказок и заявил, что необходимо формировать финансовую культуру граждан. «Поэтому нужно формировать культуру финансовой грамотности», - добавил первый зампредседателя Банка России.
Как быть с пословицами и народной мудростью?
Не будем приводить в пример такие простые поговорки как «Работа не волк, в лес не убежит», маловероятно, что кто-то сейчас с ней согласится. Гораздо интереснее рассмотреть неоднозначные пословицы, с которыми иногда очень хочется согласиться в силу сложной жизни русского народа и его беспомощности перед властью. Но с другой стороны сейчас люди не ограничены своим рангом и происхождением, поэтому могут достичь любых финансовых высот. А вы согласны с этими поговорками?
· Богат Ермошка – есть собака да кошка.
· Богат не тот, у кого всего много, а тот кому меньше нужно.
· Богато не жили, нечего и начинать.
· Богатого с бедным не верстают.
· Богатому идти в суд: трын-трава, бедному: долой голова.
· Богатство – грязь, ум – золото.
· Богатство – не цель, бедность не позор.
· Богатство – цель глупца, добродетель – мудрого.
· Бедный две семьи кормит: свою да богатую.
· Кто скупо живет, тот деньгу бережет.
Почему народ писал такие сказки?
Все сказки, которые мы так любили в детстве – это народные сказки. Раньше русский человек был заложником своего происхождения. В конце 19 века крестьянство составляло 84% населения России (городские обыватели 11,9%; казачество 9,9%; дворянство 1,1%; духовенство 0,5%). Поэтому сказка была спасением.
Сказки часто трактуют как отражение извечной склонности русского человека к лени, безделью. Говорят же они, скорее, о тяжести крестьянского труда, рождавшего желание отдохнуть, заставлявшего мечтать о волшебном помощнике. Да, если тебе повезет и ты поймаешь чудо-щуку, можно будет с удовольствием ничего не делать, лежать на теплой печи и думать о царской дочке. Все это, конечно, также нереально для мечтающего об этом мужика, как ездящая по улицам печка, и ждет его обычная трудная повседневная работа, но помечтать-то о приятном можно.
Они часто воплощают не столько лучшие качества народа, сколько идеалы, бытующие в нем. Сказки должны вдохновлять и давать надежду – это была главная их функция.
Русские народные сказки – это словесно изображенные мечты людей. Кто мечтает в первую очередь? Конечно, человек, обделенный судьбой, человек, которому чего-то не хватает, а ему так этого хочется. Бедный мечтает о богатстве, дурак желает стать умный, слабый хочет быть героем, а несчастная, с детства обделенная любовью падчерица мечтает о любви и счастье. И в сказках все это сбывается!
Жалостливость — одно из любимых свойств русской натуры. Проявляется она в самых разных областях. Вот, например, первые русские святые — Борис и Глеб, не борцы за веру, а невинно убиенные жертвы, страдальцы (и тоже ведь не за веру). К числу их достоинств летописцы относят молодость, незлобивость, чувствительность, доброту, сердечность. Оба они отказываются бороться с неумолимо надвигающимся на них злом, отвечать насилием на насилие. И оба погибают без сопротивления от рук посланных к ним убийц. Для того времени и для их положения младших наследников престола в их убийстве старшим братом в борьбе за власть нет ничего необычного. Святость их только в том, что они стали невинными жертвами и не сопротивлялись злу.
Как быть с зарубежными современными сказками
«Работай головой, а не руками», — вечно говорит самый известный мультяшный бизнесмен Скрудж МакДак. Но сам он когда-то начал зарабатывать деньги именно ручным трудом. В детстве он жил в Глазго и чистил прохожим ботинки. Однажды ему пришлось чистить особенно грязные сапоги, но за тяжёлый труд ему заплатили не шотландской, а американской монетой, которая была абсолютно бесполезна. Тогда Скрудж решил, что больше не даст себя в обиду, станет «умнее всех умных и твёрже всех твёрдых» и разбогатеет.
Один из прототипов Скруджа МакДака — Эбинейзер Скрудж, герой «Рождественской песни» Чарльза Диккенса, по которой сняли много мультфильмов и кино.
В 1997 году профессор экономики Джеральд Гаус написал статью «Как важно заниматься своим делом», посвящённую Эбинейзеру Скруджу. Гаус пытается реабилитировать героя, утверждая, что он — воплощение очень важной добродетели — умения не лезть не в своё дело. Скрудж мог бы стать отличным жителем либерального общества, где люди не думают, что чужая жизнь их касается, — они спокойно живут так, как хочется им, и не вмешиваются в чужие дела, одновременно и не посягая на чужую свободу. Но «Рождественскую песнь» читают и смотрят обычно в детстве — в том возрасте, когда люди обычно не задумываются о либеральных идеях. Скрудж — успешный бизнесмен, который никому не мешает жить, — изображён противным и одиноким стариком, и именно таким он запоминается на всю жизнь.
Ещё один неоднозначный предприниматель из детской массовой культуры — Вилли Вонка, владелец шоколадной фабрики из сказки Роальда Даля «Чарли и шоколадная фабрика» и одноимённого фильма.
Как и другие выдуманные бизнесмены, Вонка мизантроп и одиночка — ни жены, ни детей. Он презирает семейные ценности, ненавидит слово «родители» и считает, что семья — худшее, что может случиться с человеком. «Кондитер должен летать в одиночестве. Следовать за мечтой, несмотря ни на что. У меня нет семьи, и я процветаю», — говорит он.
Если в западной культуре даже у самых жадных и чёрствых бизнесменов есть человеческое лицо, то в русскоязычных сказках бизнесменов очень мало, их характеры куда более скверные, и, как правило, мы ничего не знаем об их прошлом.
Один из самых злобных выдуманных бизнесменов — господин Спрутс из «Незнайки на Луне». Этот роман-сказку Николай Носов написал в 1965 году, и мир подлунных коротышек в нём — пародия на капитализм (который, впрочем, оказался больше похож на российский «дикий» капитализм 1990-х). Обществом на Луне правят богачи, которых беспрекословно слушаются полицейские. С конкурентами борются криминальными методами, а богатые предприниматели (как правило, монополисты) контролируют прессу и получают откаты.
Главный богач среди лунных коротышек — господин Спрутс, хозяин фабрики по производству тканей.
«Дети плачут, а родители платят», — говорила госпожа Беладонна из советского мультсериала «Приключения поросёнка Фунтика». Вообще-то предпринимателей в этом мультфильме двое, если считать бизнесменом дядюшку Мокуса — хозяина странствующего цирка. Но он добр и бескорыстен, и поэтому бродит по свету «с карамелькой за щекою», его вряд ли можно назвать обеспеченным человеком.
Если у западных сказочных предпринимателей есть хоть какие-то шансы на спасение, и они становятся добрее, когда обретают любовь и семью, то в русскоязычных сказках они безнадёжные злодеи. «В западной культуре другое отношение к богатству, — говорит культуролог Наталья Зверева. — Там популярен образ человека, который "сам себя сделал" и заработал деньги честным трудом. Даже если это не положительный образ, то он по крайней мере не бездушен. Его хотя бы иногда бывает жалко. У нас к таким персонажам жалости нет — они даже нарисованы так, что их невозможно пожалеть. И богатство своё они получают обычно нечестным путём».
Авторы исследования «Образ бизнесмена в русской и англосаксонской культурных традициях» — О. С. Шурупова, Г. И. Коротина и другие — пишут, что ещё в классической русской литературе образ дельца ассоциировался с нечестно заработанным богатством: Чичиков из «Мёртвых душ», купцы из пьес Островского — все они то и дело нарушают общепринятые моральные нормы. Но и в англоязычной культуре, как отмечают авторы, лучший способ для бизнесмена стать «хорошим» — осознать, что семья и друзья важнее денег, и сделать выбор в пользу добра и альтруизма. И если во «взрослой» культуре образ бизнесмена постепенно меняется — успешные предприниматели вовсю выпускают книги с историями успеха и дают мотивирующие интервью, то в детской культуре бизнес — это по-прежнему выбор между добром и деньгами.
Что об этом думает преподаватель школы Финик
Конечно, сложно отрицать, что на наше поведение во взрослой жизни влияет воспитание. Сказки ведь тоже нас воспитывали, из них мы узнавали, что хорошо, а что плохо. И даже если там никто не говорил напрямую, что деньги это плохо, то подобный подтекст есть и это сложно отрицать. Но у этого были исторические причины, о которых мы написали выше. На наш взгляд неправильно, обвинять русские народные сказки в современном отсутствии финансовой грамотности россиян и уж тем более говорить, что они опасны для детей.
Ребенок может справедливо спросить: «Как так получилось, что … ничего не делал, просто был добрым и все получил?» … Это лишь значит, что нужно объяснить ребенку контекст и рассказать, почему все получилось именно так. Не отдавайте ребенка на воспитание книгам или фильмам. Ребенок всегда нуждается в вашем участии и подсказках.
Что об этом думаете вы? Какие сказки читаете детям? Какие поговорки используете?
Материал подготовил Александр Ивановский, один из преподавателей школы Финик